Сибирский миф. Голоса территорий. Русский музей.
|
Представленная в залах Государственного Русского музея выставка "Сибирский миф. Голоса территорий" демонстрирует произведения мастеров различных регионов Сибири: Омска, Барнаула, Горно-Алтайска, Иркутска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска, Тюмени, Улан-Удэ, Ханты-Мансийска, созданные в XX-XXI веках. В составе экспозиции 216 работ, в том числе 36 фотографий из Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля,Тюменского музея изобразительных искусств, а так же из коллекций А. Иващенко (Иркутск) и О. Усачева (Омск), из мастерских авторов. Экспозиция призвана показать разнообразие тем и стилистических приемов, многовекторность развития сибирского искусства, часто называемого самобытным и сочетающего методы европейской художественной школы и приемы искусства коренных народов.ого ии. В создании художественных образов немаловажную роль играет "питающий ландшафт" или "гений места", объединяющий особенности природы, предметного мира, людей, их духовного и социального состояния, истории конкретной местности, что, в конечном итоге, выявляет уникальность искусства определенного региона. Значительный раздел выставки составляют произведения художников 1960-х -1970-х гг., в которых авторы гармонизируют и мифологизируют образ Сибири с ее необъятными просторами, красотой и мощью и дающие представление о людях, населяющих суровый край. В состав экспозиции включены работы знаковых мастеров Сибири: Г. Штабнова (Омск), Н. Третьякова (Омск), Н. Грицюка (Новосибирск), А. Поздеева (Красноярск). Говоря о традициях искусства коренных этносов в формировании художественного процесса региона, мы вспоминаем дискуссии первых десятилетий XX в. Именно тогда была обозначена проблема сложения "сибирского стиля". Его поиски начались в Институте народов Севера имени А. Енукидзе, где обучались К. А. Панков, В.М. Уза, являвшиеся носителями традиционной культуры. Краеугольной категорией стиля северян стало пространство, движение-путь. Эти качества прослеживаются в работах авторов второй половины XX столетия: таких, как Г. Райшева. Активный процесс осмысления мастерами историко-культурного наследия начался в 1960-е гг. и связан с именами, прежде всего, Н. Третьякова (Омск) и В. Капелько (Красноярск). Познать и почувствовать традиции, рожденные в иные эпохи, возможно лишь через их мифологическое толкование, которое, по сути, означает возникновение нового мифа о мифе. Отправной точкой для самопознания и саморазвития художника становится все, что можно назвать экзотикой - орнаментированный бытовой предмет, обрядовые игры или древнее захоронение и собственно миф. При этом не важно, будет ли это античная, древнеегипетская мифология, библейский сюжет или мастер обратится к эпосу / сказаниям / преданиям сибирского этноса, прямое его прочтение или "цитирование" образа, столь свойственное для эстетики постмодернизма. |