Выставка посвящена необычной грани в художественном наследии живописца с мировым именем и известностью Александра Александровича Дейнеки, в творчестве которого трансформации разного рода встречались довольно часто.
В экспозиции представлены этюды и наброски к картинам А.Дейнеки, примеры полного или частичного использования его ранних работ в более поздних, варианты авторского изменения размеров картин. Можно убедиться, что в творчестве художника встречались не только случаи отсечения фрагментов и их доработка, но и трансформации более сложного плана.
Так композиция представленного на выставке «Пейзажа» (1929) использована Дейнекой в качестве дальнего плана в картине «Купальщица» (1951). В 1955 году художник воспроизведет фигуру с хрестоматийного «Футболиста» 1932 в рельефе «Футболисты». Лист «Танки идут на фронт» (1942), исполненный в стиле плакатной графики 30-х гг. трансформировался позднее в самостоятельное произведение – скульптуру «На танке» (1946). А.Дейнекой было разрезано полотно «Утро» (1935) на две самостоятельные картины. Правая часть с авторскими дополнениями, как «Портрет С.И.Л.» (1936) экспонируется в залах галереи. Фотография Бориса Игнатовича
«Душ» (1935) послужила прототипом графической работы А.Дейнеки «Купальщики» (1935). Спустя два года в 1937-ом А.Дейнека создает станковую композицию «Душ. После боя» с монументальным размахом – пишет маслом большое полотно 200х350см. В 1942 – отрезает фигуру справа. Этот отрезанный фрагмент и основная часть картины после реставрации впервые представлены на выставке в залах курской галереи.
На подобных примерах у зрителя есть возможность прикоснуться к процессу создания художественного произведения, «строительству» композиции, проследить пошаговую трансформацию картины, а порой и идеи, проникнуть до некоторой степени в суть творческого метода А.Дейнеки.