Завтра, в Корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка «Неоклассицизм в России». Она продолжает серию выставок Русского музея, посвященных крупнейшим направлениям в отечественном искусстве начала ХХ столетия («Символизм в России», 1996, «Русский импрессионизм», 2000, «Русский футуризм», 2000) и является первой в России монографической экспозицией неоклассицизма. На выставке будет представлено 180 произведений живописи, графики и скульптуры из собрания ГРМ.
Значительное число неоклассических произведений входило в состоявшиеся ранее в Русском музее выставках «Мир искусства», «Портрет ХХ века», персональных выставках А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева, Б.М. Кустодиева, В.А. Серова, З.Е. Серебряковой и др. Выставка «Неоклассицизм в России» уникальна не только потому, что является первой монографической экспозицией неоклассицизма, но и потому, что носит комплексный характер, отражающий весь спектр неоклассических поисков первой трети ХХ века. Неоклассицизм - ретроспективное по своей окраске направление в искусстве Европы и США начала ХХ века, представители которого, стремясь к созданию «большого стиля» будущего, обращались к высоким традициям античности, эпохи Ренессанса и классицизма.
Предыстория неоклассицизма в России связана с эпохой «гибели вишневых садов», когда рушился дворянский уклад жизни, разорялись старые усадьбы с накопленными в них сокровищами искусства. Тема уходящего времени пронизала всю русскую литературу и живопись тех лет. В 1898-м в Петербурге началась деятельность журнала «Мир искусства». Сплотившиеся вокруг его редактора С.П. Дягилева критики и художники были не только толкователями и пропагандистами новых эстетических идей: они заново открывали современникам красоту Северной Пальмиры, ценности национального искусства XVIII – начала XIX вв., в равной мере отрицавшиеся и передвижниками, и академистами. Здесь формировались подлинно неоклассические идеи. На выставке представлены обложки и виньетки для журнала «Мир искусства» Л.С. Бакста и Е.Е. Лансере, заглавные листы различных изданий работы М.В. Добужинского и др.
Середина 1900-х - важный этап в истории неоклассицизма. В это время появились статьи, готовящие общество к рождению неоклассицизма как направления в искусстве. В дни первой русской революции 1905-07 гг., когда, разочаровавшись в действительности, многие пытались отыскать некий утраченный идеал гармонии в прошлом, А.Н. Бенуа писал: «Красота есть последняя путевая звезда в тех сумерках, в которых пребывает душа современного человечества». Однако неоклассики не жили прошлым – они были устремлены в будущее. В опубликованном в ряде изданий тех лет письме «Голос художников» Бенуа, Добужинский, Лансере и Сомов выражали уверенность что «раскрывшаяся перед нами жизнь выдвинет новые, неведомые еще нам таланты и силы, которые не будут одиноки, как мы, современные художники, а их искусство станет великим, истинно народным искусством будущего».
В середине и второй половине 1900-х появляется немалое количество неоклассических произведений, а к началу 1910-х они образовали значительный «поток» во всех видах искусств. Как и их коллеги на Западе, русские художники-неоклассики не были объединены организационно: они являлись участниками самых разнообразных групп, которые в поисках средств выразительности и вдохновения обращались к искусству античности и классических эпох. Экспозиция дает исчерпывающее представление о том, насколько «многосоставным» был русский неоклассицизм. В большей мере, чем в остальной Европе, русский неоклассицизм 1910-х гг. позиционировал себя как «охранитель» высоких традиций национальной культуры, традиций мирового классического искусства, которые, по мнению художников-неоклассиков, находились под угрозой гибели в связи с наступлением авангарда.
На выставке представлены произведения участников объединений «Мир искусства» и Союза русских художников (СРХ), чьи произведения питали как современность, так и античная мифология. Среди них картины «Песнь Аполлона дриадам и фавнам» (1908) Бенуа, «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе 1910) В.А. Серова, портреты-рисунки К.А. Сомова («Портрет А.А. Нольде», 1911), гравюры А.П. Остроумовой-Лебедевой («Вид Невы сквозь колонны Биржи», 1908). Духом неоклассицизма проникнуты и произведения скульптуры увлекавшегося греческой архаикой С.Т. Коненкова («Юноша», 1907), и черпавшего вдохновение в эпохе Ренессанса Д.С. Стеллецкого («Леонардо да Винчи», 1908), лирические пейзажи Н.П. Крымова («На заре», 1910). В своих картинах и скульптурах они запечатлели облик людей «серебряного века» (Сомов «Портрет М.Г. Лукьянова», 1918, Яковлев «Портрет Казарозы», 1916, О.Л. Делла-Вос-Кардовская «Автопортрет», 1917, А.С. Голубкина «Портрет Е.П. Носовой-Рябушинской», 1912, К.Ф. Юон «Автопортрет», 1912). Особое место занимают графический дизайн и книжное оформление Д.И. Митрохина, Г.И. Нарбута, С.В. Чехонина.
Петербургский неоклассицизм, основанный на высокой академической школе, составлял эстетическую платформу Нового общества художников (НОХ). Экспозиция демонстрирует «сочиненные» пейзажи К.Ф. Богаевского, в которых мастер ориентировался на героизированный пейзаж классицизма XVII века («Классический пейзаж», 1910). Черты неоклассицизма отразились в работах Б.М.Кустодиева («Портрет Р.И. Нотгафт», 1914), эстетические вкусы которого претерпели эволюцию от импрессионизма через модерн – к неоклассицизму. Большой вклад в развитие неоклассицизма внесли члены НОХ В.И. Шухаев («Портрет Е.Н. Шухаевой», 1917) и А.Ф. Гауш («Майское утро», 1908). Наряду с широко известными картинами К.С. Петрова-Водкина («Мать», 1915), З.Е. Серебряковой («Баня»», 1913, «Беление холста», 1917), А.Е. Яковлева («Скрипач», 1915), на экспозиции представлен ряд произведений, которые выставляются впервые. Среди них полотно Шухаева «Полк на позициях» (1917). Этот уникальный групповой портрет офицеров русской армии времен Первой мировой войны является самым крупным произведением на выставке. Также впервые представлены картина С.М. Карпова «Тезей и Минотавр» (1921), офорты И.И. Нивинского, И.А. Фомина, В.Н. Талепоровского, ряд эскизов росписей Бенуа и Лансере, рисунков В.Д. Фалилеева, АЯ. Белобородова, Н.П. Ульянова и др.
В 1920-е годы неоклассицизм продолжил развиваться, вовлекая в свою орбиту новых участников, несмотря на то, что большинство видных деятелей этого течения навсегда покинули Россию. Неоклассические идеи реализовывались в творчестве представителей художественных объединений «4 искусства», ОМХ, «Маковец» и др. В этом можно убедиться на примере тонких психологических портретов творческой интеллигенции (К.С. Петров-Водкин «Портрет А.А. Ахматовой», 1922, А.С. Шендеров «Портрет артиста ТЮЗа Гипси с четками», 1924, Н.Э. Радлов «Портрет поэта М.А. Кузмина», 1926).
Выставка дает представление о том, как на рубеже 1920-30-х гг. идеи неоклассиков, их мечты о совершенном человеке и гармоничном устройстве общества преломлялись в искусстве соцреализма. Представлены как работы художников, чья карьера началась до Октября (Юон «Подмосковный молодняк», 1926, Богаевский «Нефтепромыслы» 1931), так и представителей возникших в середине 1920-х в Москве и Ленинграде «Общества станковистов» (ОСТ) и «Круга художников». Они провозгласили целью своей деятельности создание современной станковой картины, но при этом обращались к традициям древнерусской иконописи и фрески, византийской мозаики, творчеству мастеров Ренессанса (А.Н. Самохвалов «Девушка в футболке», 1932, А.А. Дейнека «Бег», 1932-33).
Выставка организована при финансовой поддержке компании НОВАТЭК
Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова
Информационный партнер Русского музея - «Газпром-медиа»
Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России»
Пресс-служба ГРМ e-mail: