30 октября в залах Михайловского (Инженерного) замка открывается выставка «Из коллекции Г.М.Левитина. 1914-1982», организованная к 110-летию Русского музея. На экспозиции представлено 35 произведений живописи и 70 графических работ ведущих мастеров искусства первой половины XX века из собрания Русского музея.
Коллекция Григория Моисеевича (Михайловича) Левитина является одной из самых крупных и содержательных в собрании музея. Г.М.Левитин собирал свою коллекцию долгие годы. Она насчитывала более 5 тысяч произведений живописи и графики и состояла из двух разделов - театрально-декорационного искусства (эскизы декораций и костюмов к многочисленным спектаклям) и станковых работ художников ХХ века. Начало собранию было положено еще до войны, когда Левитин познакомился, затем подружился с известным театральным деятелем, переводчиком, архивистом и коллекционером А.Г.Мовшензоном, братом писательницы Елизаветы Полонской, и позднее получил от него ряд первоклассных работ, созданных в начале ХХ века.
После смерти Г.М.Левитина, по его завещанию, родственники обратились в два ленинградских музея – Русский музей и Музей театрального и музыкального искусства с просьбой разделить материалы коллекции и принять их в дар. Таким образом, собрание Русского музея пополнилось 130 живописными произведениями и более чем 2 тысячами графических работ. Благодаря коллекции Левитина в собрании Русского музея появились новые имена, талантливые, оригинальные, но малоизвестные. Настоящим открытием стали, например, довоенные гуаши А.Анушиной, театрального художника и необычного иллюстратора.
Григорий Левитин родился в семье врачей в городе Тарту. Вскоре семья переехала в Псков, а в 1923, уже навсегда, в Петроград. В 1927-1930 годах Левитин занимался в школьном кружке при Эрмитаже, там же в 1931 окончил курсы и до 1937 года работал экскурсоводом. Увлекшись театром, молодой человек занялся изучением истории декорационного искусства, но искусствоведение все-таки не стало его профессией. Следуя семейной традиции, в 1937 году он закончил Второй Медицинский институт и, получив диплом, уехал работать главным врачом больницы в Карелию. Призванный в армию в начале войны, Левитин прошел весь долгий путь Великой Отечественной и оставался на службе до мая 1947 года. Был награжден двумя боевыми орденами и медалями. После демобилизации и возвращения в Ленинград, больше тридцати лет работал в туберкулезных больницах.
После войны Левитин не оставил свои давние увлечения и с годами стал видным знатоком и исследователем русского театрально-декорационного искусства. Продолжая медицинскую практику, он находил время и силы заниматься организацией выставок, писал статьи и книги о мастерах русской сценографии, преподавал в Ленинградском театральном институте (ЛГИТМиК), читал лекции студентам Консерватории.
Как у всякого собирателя, у Левитина имелись свои пристрастия, приоритеты и предпочтения. Он собрал коллекцию, позволяющую рассмотреть этапы развития рисунка, как самостоятельного художественного явления и оценить его уникальность и разнообразие. В левитинской коллекции отчетливо выделяются две группы произведений, характеризующие давно сложившиеся графические школы, московскую и петербургскую (ленинградскую), которые в течение десятилетий сохраняют свои принципиальные качественные отличия. Москва представлена творчеством художников группы «Тринадцать» - В. Милашевским и Д. Дараном, Н. Кузьминым и Т. Мавриной, Б. Рыбченковым и А. Софроновой. Петербургская школа – В. Воиновым, Г. Верейским, Д. Митрохиным, П. Басмановым, Т. Шишмаревой.
Историческая часть его коллекции, представленная на выставке в Михайловском (Инженерном) замке, объединяет классиков русского искусства начала века – Н. Гончарову и Б. Григорьева, Ф. Малявина и А. Яковлева, П. Митурича и П. Львова, В. Чекрыгина и К. Петрова-Водкина. Искания художников авангарда привели к подлинным открытиям в области формально – пластических методов работы, изменили язык изобразительного искусства. Эти новаторские черты легко обнаружить в работах, представленных на экспозиции.
Гордостью Левитина были великолепные гуаши Веры Ермолаевой. Северные и пудостские пейзажи и натюрморты сохранили основные черты творческого своеобразия художницы. Другая особая привязанность коллекционера - творчество художника Александра Тышлера. Их соединила любовь к театру. В Русском музее хранятся рабочие тетради постановки комедии «Двенадцатая ночь», трагикомические композиции «Махновщина» и «Кариатиды», поступившие в фонд из коллекции Левитина. Среди живописных произведений, представленных на выставке, первое место занимают работы художников, связанных с театром - Н.Альтман и В.Доррер, З.Аршакуни и Ф.Волосенков. Замечательные работы принадлежат К.Петрову-Водкину, А.Кареву, А.Русакову, А.Пахомову. Близкое знакомство с авторами позволило ввести в коллекцию живопись Б.Биргера, А.Фонвизина, которая нередко приобреталась непосредственно в мастерских. Григорий Левитин умер в 1982 году. Но тщательно сложенный из отдельных фрагментов образ единого мира искусства (а именно так воспринимается сегодня его большая и разнообразная коллекция), не исчез с уходом из жизни самого собирателя. Подтверждением тому – выставка, открывающаяся в Русском музее.
Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова
Информационный партнер Русского музея - «Газпром-медиа»
Пресс-служба ГРМ email: