В Мраморном дворце Русского музея открывается выставка произведений художника Александра Токарева, чье творчество проходит под девизом «Человек-Оркестр». Экспозиция включает более ста живописных произведений разных лет.
Александр Вячеславович Токарев родился в 1946 году в семье выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в послевоенной Одессе, в артистической атмосфере прошли его детство и юность. По окончании Одесского художественного училища Токарев поступил во ВГИК, художественный и режиссерский факультеты которого окончил в 1972-м. Первая персональная выставка художника состоялась в 1974 году в Москве в Союзе художников СССР. Позже он устроил ряд персональных выставок в Париже и других городах зарубежья. В 1970-х занимался станковой и монументальной живописью и графикой, писал сценарии к музыкальным фильмам. Работу в кинематографе Токарев закончил в 1981 году, когда его первый полнометражный музыкальный фильм был перекроен цензурой.
А.Токарев принадлежит к поколению мастеров, прошедших академическую школу живописи. Их становление пришлось на «оттепель» конца шестидесятых. Они пережили годы перестройки, смену политических формаций, поднятие «железного занавеса», испытание свободой. В этих непростых условиях Токарев остался верен самому себе. Он не уехал на Запад, не примкнул к конформистам, но и к нонконформистам его тоже причислить нельзя. Свой «особый путь» он нашел в философски-ироническом отражении действительности.
Свободная интерпретация музыкальных тем и мифологических сюжетов, лежащая в основе его творческого метода, превращает произведение в насыщенный гипертекст, полный архетипов, символов, литературных и философских аллюзий. Художник анализирует разнообразные стороны жизни, наполняя известные сюжеты новым содержанием и находя отвечающие времени метафоры для «вечных тем», таких как детство, память, любовь, судьба, отечество, время.
На протяжении последних 20 лет Токарев работает над крупноформатными многочастными произведениями – полиптихами. По замыслу и масштабу полиптихи А. Токарева сопоставимы с крупной формой в симфонической музыке и литературе. Красноречивы названия произведений: «Ипостаси», «Притчи», «Мифологии», «Двенадцатикнижие», «Сумасшедшие головы», «Книга судеб» и др. В живописных полотнах почти эпического звучания, совмещающих различные смысловые пласты, одной из основных тем становится тема судьбы (фатума). Собранные вместе части полиптиха могут быть прочитаны как единое поэтическое повествование, при этом художник делает зрителя соавтором, вовлекая его в игру – чтение метафор. Генеральную тему «Человек-Оркестр» Токарев не только обеспечил формой, но и поддержал теорией, написав эссе о многочастной форме в живописи. Полиптихи Токарева были впервые показаны в 2004 году в «Новом Манеже» на российско-чешской выставке «Тет-а-тет». Произведения художника находятся в музеях и частных коллекциях России, Украины, Франции, Англии, Италии, США, Японии, Бельгии, Чехии и др. В октябре 2008 года выставка «Александр Токарев. Человек-Оркестр» прошла в Третьяковской галерее.
К выставкам в Москве и Санкт-Петербурге издан альбом-монография на русском и английском языках, включающий более 400 цветных репродукций произведений живописи, графики и скульптуры, созданных с 1968 по 2007 годы, а также авторскую поэзию и прозу.
Финансовая поддержка проекта: Банк Сосьете Женераль Восток
Главные информационные партнеры Русского музея: Издательский Дом Родионова, «Газпром-медиа».
Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Пресс-служба ГРМ, e-mail: ,