9 декабря в 16:00 в Красноярском музейном центре открывается выставка «Красавица со звездой: советская мифология Аркадия Петрова», организованная совместно с галереей POP/OFF/ART, Москва. Открывать выставку будет сам художник Аркадий Петров и куратор выставки Сергей Попов.
Это персональная экспозиция одного из наиболее известных художников поколения «семидесятников». Она включает около 40 живописных и скульптурных работ художника из собрания автора и московских частных собраний, созданных более чем за тридцать лет и представляющих его творчество в ретроспективном развитии. В отличие от предыдущих монографических показов красноярская выставка ставит задачу концептуального осмысления творчества Петрова сквозь призму центрального образа – человека, его телесных и духовных трансформаций, его движения во времени и в связи с историей его страны.
Аркадий Петров родился в 1940 году в поселке Горловка Донецкой области. Проведя в далекой шахтерской провинции детские годы, в 1957 году он переехал в Москву. После окончания художественного училища «Памяти 1905 года», в 1963–1969 годах он учился в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1970-х его своеобразный стиль проявился в монументальных заказах, тогда как станковые работы редко проходили официальные выставкомы. К середине 1980-х годов сложилась парадоксальная ситуация: Петров воспринимался как один из ключевых творцов поколения, притом, что его единственная персональная выставка в советское время была едва разрешена властями. Слава приходит к художнику на рубеже 1980-х – 1990-х годов: он создает крупноформатные картины, многие из которых становятся событием в отечественном художественном мире, принимает участие в значительных международных выставках, его работы приобретают зарубежные музеи и коллекционеры. Статус Аркадия Петрова закрепляют масштабные персональные выставки в Центральном Доме художника в Москве, а также экспозиции, курируемые режиссером Сергеем Соловьевым и художником Олегом Куликом. Петров непрерывно эволюционирует в живописи и объекте, впрочем, оставаясь верным избранной им тематике.
Основные мотивы искусства Петрова – жизнь и культура советской провинции середины ХХ века, шире – жизнь «простого советского человека» как частный случай «маленького человека». Художник переосмысляет стереотипы советского общества, смотря на них сквозь призму китчевых сюжетов, образов отечественной массовой культуры – от раскрашенных анилиновых открыток до портретов Аллы Пугачевой. Безличную эстетику китча Петров преобразовал в галерею характерных и прочувствованных человеческих типов, наивных и эпических одновременно, в уникальный срез эпохи.
Произведения Петрова хранятся в таких собраниях, как Музей П. Людвига (Кельн, Германия), Музей Джейн Вурхис Зиммерли, коллекция Нортона и Нэнси Додж, Ратгерс университет (Нью-Брансвик, Нью-Джерси, США), Музей современного искусства (Сеул, Южная Корея), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), в ряде региональных музеев России, во многих статусных частных собраниях по всему миру.