31 октября 2008 года в Хвалынске открыт памятник К.С.Петрову-Водкину. Он создан скульптором Павлом Александровичем Подосинниковым на народные средства: деньги на памятник собирали всем миром. Открытие памятника, на котором присутствовал и губернатор Саратовской области П.Л.Ипатов, и председатель Саратовской облдумы В.В.Радаев, стало кульминацией долгого пути длиной в 15 лет.
Небезынтересна предыстория его создания. В 1993 году П.А.Пестравский – тогда заведующий домом-музеем К.С.Петрова-Водкина - обратил внимание на большой розовато-сиреневатый валун на улице Хвалынска.
Подобно сфинксу, он тревожил воображение своей загадочностью. Камень был наполовину в земле, но даже видимая его часть поражала своей необычной окраской и каким-то нездешним величием. Тогда же сотрудники откопали камень и перевезли его с улицы Хвалынска во двор дома-музея, решив сделать его закладным на месте будущего памятника художнику.
Шли годы… Несколько скульпторов из Санкт-Петербурга (В.Уланов, В.Джибраев) проявляли инициативу, создавали эскизы будущего памятника. Но ни городской, ни федеральной власти было не до памятников в «лихие» 1990-е. Камень так и продолжал сиротливо лежать во дворе с приклеенной табличкой, гласившей: «Здесь будет установлен памятник художнику К.С. Петрову-Водкину».
Осенью 2007 года случай привёл в Хвалынск скульптора П.А.Подосинникова. Тогда и возникла идея использовать для памятника сам закладной камень. Специалисты «узнали» в камне карельский гранит. Возможно, миллионы лет назад его принесло с севера в наши края ледниками. Форма камня напоминала карту Саратовской области, а то и самой Росси! Такой вот союз географии с историей!
Решено было максимально сохранить целостность монолита и фактуру камня, на котором крупным лапидарным силуэтом выступал бы бронзовый барельеф К.С. Петрова-Водкина, основой для которого мог бы служить его знаменитый «Автопортрет» 1918 года. П.А.Подосинников сделал несколько эскизов будущего памятника из пластилина, гипса, менялись пластические акценты, ракурсы, но первоначальная суть скульптурного замысла осталась неизменной. Лапидарный строй пластики образа, с чутко реагирующей на светотеневую среду моделировкой поверхности – где-то слегка полированной, где-то матовой, высокий архитектонически строгий постамент организовали пространство перед Дворцом культуры, став его главным «нервом». Внутреннюю динамику этому образу придаёт сопоставление материалов: гранита и бронзы, а также спокойного лица художника с индивидуально и конкретно выделенными чертами и обобщённая трактовка основных объёмов, символизирующих холмистые просторы Хвалынска, волжские волны и колышимые ветром высокие травы. Преобладание тёплых оттенков: розоватых, желтовато-коричневатых, палевых - и движение света и тени вызывают ассоциации с дуновением тёплого ветра. Этому же способствует и образно разработанная фактура – зернистость камня, создающая впечатление то сдержанной, сосредоточенной матовости, то искромётной, переливчатой поверхности. В результате, благодаря богатству округлых, дуговых, угольных ритмов, получился сложный, содержательный пластический образ, отмеченный чертами монументальности. «За одно лишь прикосновение к подобной теме следует благодарить судьбу», - говорит П.А. Подосинников. Думается, дух великого мастера, с которым скульптор постоянно вёл внутренний диалог, вдохновил Павла Александровича на создание этой пластической работы.
Итак, памятник на родине К.С. Петрова-Водкина открыт. Надо сказать, что хвалынцы оказались «на переднем крае»: здесь в 1990 году появился первый на саратовской земле музей художника, теперь – первый памятник художнику, хотя именно художники прославили эту землю далеко за пределами России. В конце 1960-х, когда выставки К.С. Петрова-Водкина с успехом прошли в странах бывшего соцлагеря, а затем завоевали и другие континенты, во многих статьях, выходивших тогда в этих странах, о К.С. Петрове-Водкине писали, как о «художнике будущего».
Кажется, это «будущее», наконец, наступило: К.С. Петров-Водкин становится пророком и в своём Отечестве, что, как известно, непросто. Его имя, наряду с именами Андрея Рублёва, Петра I, Александра Невского и других, вошло в 500 имён, олицетворяющих Россию. А теперь и земляки, признав своего пророка, становятся его современниками. Ведь он считал современниками не тех, кто жил с ним в одно время, а тех, кто мыслил в одном направлении с ним, в направлении универсальных истин о человеке. Хочется надеяться, что к памятнику, созданному на народные деньги, тропа не зарастёт, и он вскоре станет одним из символов города.
В.Бородина
Фоторепортаж с открытия памятника: http://www.radmuseumart.ru/pages/index.asp?id_pages=804&id_header=118