Задача выставки – собрать в пространстве двух музейных залов наиболее эффектные работы крупнейших мастеров первой трети ХХ века, в чью сферу творческих интересов входил и театр. Экспозиция не претендует на исчерпывающую ретроспективу театрального искусства 1920–1930-х годов. Однако те немногие произведения, из которых она составлена, раскрывают множество аспектов художественного процесса, отражая не только личные кредо авторов, воплотившиеся в их театральных работах, но и общекультурные тенденции. Большинство экспонируемых произведений создано прославленными художниками «первого ряда», чей творческий почерк узнается безошибочно. Среди них Б.Кустодиев, Н.Гончарова, М.Ларионов, А.Лентулов, А.Экстер, Л.Попова, Эль Лисицкий. Уже из одного перечисления очевидно, сколь широк диапазон направлений в искусстве первой трети ХХ века – от традиционного подхода к сценографии до радикального новаторства.
Многие спектакли вошли в историю искусства именно благодаря интереснейшим решениям сценографа. Зачастую театральные эскизы спустя десятилетия остаются уникальным документальным свидетельством о той или иной постановке: ведь сами декорации и костюмы сохраняются редко. В ряде случаев рисунки художника-сценографа – единственный след замысла режиссера, чей проект так и не был реализован.
Стилистика Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой связана с интересом к народным формам искусства. Нарочитая деформация – важный пластический прием неопримитивизма – доведена у Гончаровой до предела выразительности. «Задача костюма не одеть, а материализовать воображаемый персонаж, его тип, характер», – утверждала художница. Ее эскизы к балету «Богатыри», основанному на русском фольклоре, – не просто эффектные декоративные костюмы, но выразительные образы Ханши, Ильи Муромца и других былинных персонажей. Об оформлении Аристархом Лентуловым оперы «Сказки Гофмана» Игорь Ильинский написал: «Спектакль этот входит в число тех немногих явлений, за которые можно беззаветно любить театр. Тот театр, в котором впечатления и эстетическое наслаждение получаешь в целом, как от симфонической музыки». Для мастеров авангарда характерно использование не только пластических приемов, перенесенных в театр из живописи, но и новаторского подхода к сценографии в целом. В эксперименте Георгия Якулова – спектакле «Жирофле-Жирофля» – основой сценографии стала подвижная конструкция – система «кинетических машин». Главным принципом театрального действа Якулов полагал «принцип постоянного движения, калейдоскоп форм и красок». В костюмах он закладывал идею трактовки роли, считая, что точно найденный костюм освобождает актера от необходимости «болтаться и бегать по сцене». Александра Экстер в оформлении спектакля «Ромео и Джульетта» добивалась пластического синтеза стилизации и новаторства. По выражению Абрама Эфроса, «она хотела, чтобы это был кубистичнейший кубизм в барочнейшем барокко». Эталон авангардного театрального эксперимента в России – легендарный спектакль «Победа над солнцем». В постановке художника Казимира Малевича, поэта Алексея Крученых и музыканта Михаила Матюшина он соединил новейшие достижения живописи, музыки и поэзии. Повторно оперу «Победа над солнцем» поставила в 1920 году в Витебске ученица Малевича Вера Ермолаева, чье пластическое решение апеллировало к кубизму и развивало приемы из первой версии спектакля. В 1920–1921 годах Лазарь Лисицкий разработал проект постановки оперы «Победа над солнцем» как электромеханического представления: актеров заменяли огромные марионетки, которые должны были перемещаться по сцене при помощи электромеханической установки. Частью сценографии оказывался сам процесс управления марионетками, а также звуковыми и световыми эффектами. Единственным свидетельством грандиозного, но не осуществленного новаторского замысла Лисицкого остались альбомы эскизов. Пример плодотворного сотрудничества художника и режиссера, одинаково ориентированных на эксперимент, – совместная работа Любови Поповой и Всеволода Мейерхольда над спектаклем «Великодушный рогоносец». Это симбиоз конструктивистской эстетики оформления и новаторских приемов режиссуры. Утопическое понимание роли театра как «образцово-показательной организации жизни и людей» Попова воплотила в установке – универсальной декорации для «Великодушного рогоносца». Многие из русских авангардистов видели актуальную задачу не в оформлении конкретных спектаклей, а в универсальном декорировании театрального пространства на основе пластических приемов того художественного направления, к которому принадлежали. Так, ученик Малевича Иван Кудряшев в эскизах оформления Оренбургского театра использовал принципы супрематизма. Стремление к тотальному реформированию театра обусловило и интерес мастеров авангарда к архитектурному решению самого здания театра. В проектах Алексея Бабичева и Георгия Миллера воплощены новаторские принципы организации театрального пространства. Параллельно с авангардными поисками в театральном искусстве 1920–1930-х годов существовал и традиционный подход к сценографии. Эта линия представлена мастерами, не склонными к крайнему новаторству, и художниками, которые начинали творческую деятельность еще на рубеже XIX и XX столетий и оставались верны своим убеждениям. Например, Борис Кустодиев и Иван Билибин сотрудничали с театрами, сохранявшими традиционные постановочные методы.
«Работа художника над спектаклем»
К выставке приурочено открытие нового специального раздела в постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» – «Работа художника над спектаклем». На этой площадке (зал № 19) в режиме сменных экспозиций будет демонстрироваться та часть собрания живописи и графики, которая связана с театрально-декорационным искусством и прежде практически не выставлялась. Третьяковская галерея располагает значительной коллекцией работ, созданных для театра и кинематографа. Первая сменная экспозиция посвящена классику русской сценографии первой половины ХХ столетия Федору Федоровскому. Дополняя выставку «Театр в творчестве художников 1920–1930-х годов» отдельным сюжетом, представляющим единственного профессионального сценографа в плеяде экспонируемых художников, Галерея показывает эскизы Ф.Федоровского к спектаклю Большого театра «Нюрнбергские майстерзингеры». В работах этого мастера, которые располагаются между авангардом и традицией, нет радикальных новаторских решений, но их традиционность в значительной степени окрашена пластическими приемами, присущими художественному мышлению начала ХХ века.
Пресс – показ 23 декабря в 14.00
Вернисаж – 23 декабря в 16.00
Крымский Вал, 10, залы 21–22
Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail: