Российская академия художеств. Четвертое заседание Международного научно-методологического семинара «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ. ТЕКСТУАЛЬНОЕ И ПЕРФОРМАТИВНОЕ» под руководством А.М. Лидова, 16 января в 16.30 в Белом зале Российской академии художеств.
Тема семинара: ЕВГЕНИЯ ИВАНОВНА КИРИЧЕНКО «КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ»
Для выявления архитектурного своеобразия отечественного исторического города, который является одним из величайших созданий мирового искусства, представляется важным очертить структурную и выражаемую в формах организации пространств и объемов содержательную общность русского православного храма и русского исторического города. Их глубокое внутреннее родство не проанализировано и не закреплено на уровне понятий в отечественной научной мысли.
Однако этот факт вряд ли свидетельствует об отсутствии взаимосвязи между типом города, храма и основополагающими постулатами православного и национального миропонимания, материализованными и явленными миру в предпочтительном типе храма и города. Об этом свидетельствует существование на протяжении долгого времени, равного почти тысячелетию, приверженности определенному типу церкви и столь же определенному типу организации городского пространства. Подобная приверженность однажды утвердившемуся канону вряд ли случайна. Можно предположить, что за этим фактом скрывается глубинная связь с фундаментальными основами вероучения одной из ветвей христианства, каковой является его восточная ветвь, и что через них в чертах древнерусского зодчества и отечественной архитектурной школы XVIII — начала XX в. преломились рожденные православием особенности национального самосознания.
В докладе будет сделана попытка объяснить предпочтение, отдававшееся католиками и православными на протяжении всей истории существования обеих версий христианства типам церковных зданий, организации внутреннего пространства храмов, их композиции и внешнего облика, способа включенности в окружающее пространство, опираясь на принятую в каждой из конфессий трактовку отношения человека к Богу и Бога к человеку. Автор опирается в числе прочих и на представленное в работе Б.А. Успенского «Крестное знамение и сакральное пространство. Почему православные крестятся справа налево, а католики – слева направо?» ( М. 2004) объяснение смысла, вкладываемого православными и католиками в древнейший ритуальный христианский жест крестного знамения. Католики, как известно, крестятся справа налево сами, и таким же образом осеняет кого-то крестом священник, тогда как православные крестятся справа налево, а осеняют кого-то или что-то крестом слева направо.
Об авторе: Е.И. Кириченко – один из ведущих исследователей русской художественной культуры Нового времени, доктор искусствоведения, академик РАХ, главный научный сотрудник Института истории и теории искусства РАХ. Она – автор ряда фундаментальных монографий, среди которых: Градостроительство России середины XIX – начала XX века. Книга I. Общая характеристика и теоретические проблемы ( 2001) ; Проблемы развития русской архитектуры середины XIX – начала XX века ( 1989); Русская архитектура 1830-1910 гг. (1988); Архитектурные теории XIX века в России ( 1986); Федор Шехтель ( 1973).
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДОКЛАДА:
Кириченко Е.И. Храм и Город. О содержательно-структурном единстве русского сакрального пространства // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств / ред.-сост. А.М. Лидов. М., Индрик, 2009 (в печати)
КОНЦЕПЦИЯ СЕМИНАРА «ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ» (Алексей Лидов):
Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о "пространственных иконах", а именно о конкретных проектах создания "иконических" образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти "иконы" не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом "пространственные иконы" задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих "срежиссированное" целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время. Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума. Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006). Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.