Крымский Вал, 10, залы 80–81. Пресс-показ – 19 марта в 15.00. Вернисаж – 19 марта в 17.00
Первая музейная выставка русского живописца, живущего в Германии. В творчестве Николая Макарова своеобразно преломились художественные традиции России и Западной Европы. Художник принадлежит интернациональной художественной среде современного Берлина, отличающейся большим культурно-стилистическим разнообразием.
Впервые Николай Макаров (род. 1952) попробовал себя на творческом поприще еще в Москве, однажды демонстрировал свои работы в квартире Оскара Рабина (1974). Тем не менее реализовать себя он смог лишь в Германии, начиная с 1980-х. В отличие от большинства проживающих на Западе художников – выходцев из СССР, избравших актуальные арт-практики, он ощущает себя хранителем классической традиции.
Покинувший в 1975 году Москву, где не успел получить академического образования, Макаров учился в Берлинском университете им. Гумбольдта, в Академии искусств ГДР у известного книжного графика Вернера Клемке, а позже у представителя направления «фантастического реализма» Рудольфа Хауснера (Австрия). Помимо этих художников и Герхарда Рихтера в числе своих «наставников» он называет таких мастеров, как Тициан, Рембрандт, Гойя, Тернер, Ротко.
Излюбленные жанры живописца – пейзаж, ню, интерьер; в последнем значимое место занимает обстановка мастерской и инструментарий художника (серия «Мольберты»). Макаров работает сериями, предпочитая углубляться в избранную тему, часто прибегая к формату диптиха и полиптиха. Специально к выставке в Москве он создал в 2008 году серию картин, посвященных древнерусской живописи; эту тему он намерен разрабатывать и в дальнейшем.
Необычна техника, которую применяет художник: используя аэрограф с акрилом, затем накладывая лессировки, в завершение он руками втирает в холст пигменты. Таким образом достигается размытость контура, что предполагает поэтическую недосказанность, таинственность изображения. Холсты Макарова отсылают зрителя к традиции «нон-финито», заложенной Тьеполо в XVII веке. В стремлении к незавершенности и иносказательности прослеживается интерес к духовным вопросам бытия, к проблемам жизни и смерти, добра и зла. Тревожась, что в суете мегаполиса человек о них забывает, живописец вновь поднимает вечные темы – это делает его кредо вневременным.
Николай Макаров нашел способ отразить ритм эпохи, поверх границ объединяющий художественные поиски в сегодняшней России и Западной Европе. Художник пытается выстроить особую пространственную среду: несколько лет он показывал свою живопись на территории одного из арт-сквотов Берлина в частном «Музее тишины», где посетитель мог бы отвлечься от сиюминутности и оказаться один на один с произведениями искусства. Фрагмент этого музея воспроизведен теперь в Третьяковской галерее: в закрытом отсеке зала 80, куда ведет специально выстроенный коридор, зрителей приглашают сосредоточиться на созерцании одного крупноформатного полотна.
На выставке собрано около 50 картин 1986–2008 годов из серий «Город», «Мастерская художника» и «Русская икона». Предлагая свое решение проблем мегаполиса тем, кто желает замедлить бег времени, художник включил в экспозицию два архитектурных макета «Пространства тишины» в виде модулей (сфера и куб), которые разработали зодчие Сергей Чобан (Германия) и Макс Дудлер (Швейцария).
Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375, е-mail: