16 мая в Краснодарском художественном музее имени Ф.А. Коваленко открывается выставка «Полифония библейского мифа». На экспозиции можно увидеть, как трактовались схожие сюжеты в русской православной иконе и западноевропейской живописи и графике.
В 1054 году единая христианская церковь разделилась на православную и католическую. Центрами двух направлений стали Константинополь (позже – Москва) и Рим. Причины, по которой обе церкви предали друг друга анафеме, заключались в противоречиях относительно обрядовой стороны, догматов. Не последнюю роль сыграла политическая борьба за первенство. Но это, возможно, только внешняя сторона. Христианство как глобальная теологическая система, распространенная на обширной территории, нуждалась в «приспособлении» к национальным особенностям. Различие национальных характеров определило восприятие религиозных истин. Если католицизм всегда тяготел к переосмыслению библейских постулатов, то православие стремилось сохранить древние традиции и каноны как незыблемую святыню.
Если же смотреть непредвзято, то между двумя религиозными ответвлениями и, как следствие, художественными традициями найдется немало общего.
Тема материнства проходит красной нитью через все мифологические системы. В христианстве это Богоматерь с Младенцем Христом. Наиболее любимый в православии иконографический тип «умиление», подчеркивающий теплоту и близость Матери и Божественного Младенца, имеет множество аналогий в итальянской, нидерландской живописи.
Много общего и в сюжете оплакивания Христа: Богоматерь обнимает тело погибшего Сына. В православии этот сюжет носит наименование «Не рыдай Мене, Мати».
Что касается различий традиционных православных и католических художественных произведений, то икона более архаична: святые «предстоят», проникновенно глядя на зрителя; они изображены часто в почтенном возрасте. Католические святые в живописи и графике Западной Европы более юные. Они образуют непринужденные композиционные группы, в библейские сцены включено немало бытовых деталей.
Внимательный зритель увидит, что в России ХIХ века, несмотря на сохранение канона, помимо икон появляются картины на религиозные сюжеты. Это уже не образы для поклонения небесам, а произведения-размышления, переосмысления библейских событий. Мультимедиа проект Государственной Третьяковской галереи «Библейские эскизы в творчестве Александра Иванова» отражает синтез религиозной мысли и чувства в произведениях великого русского художника.
Партнер выставочного проекта –
Краснодарский филиал ОАО «Номос-Банк»