РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
Приглашает Вас принять участие
в Международном научно-методологическом семинаре
«Пространственные иконы. Текстуальное и Перформативное»
под руководством А.М. Лидова.
Семинар будет проходить в Белом зале Президиума РАХ по адресу:
Пречистенка, 21. Заседание состоится в понедельник, 25 мая в 17:00
Тема семинара:
Иконическое и пространственное
в современном искусстве
Круглый стол
Участвуют: Дмитрий Гутов, Александр Корнаухов, Олег Кулик, Анатолий Осмоловский, Ирина Языкова и многие другие художники, искусствоведы, теоретики культуры
Данный круглый стол завершает серию семинаров этого учебного года и предваряет международный симпозиум «Пространственные иконы», который пройдет в Академии Художеств с 23 по 26 июня 2009 года. В центре внимания - главный вопрос, возможен ли диалог современного искусства с средневековой византийско-древнерусской традицией. Есть ли будущее у «пространственных икон» как формы художественного творчества? Или концепции абсолютно не совместимы? Если это так, то в чем причина? Если диалог все же возможен, то в каком формате? Как объяснить новый интерес к сакральному пространству в актуальном искусстве? Речь идет о глубинных процессах или о случайной моде и политической конъектуре?
Исходным сюжетом круглого стола будет обсуждение литургического перформанса Олега Кулика, недавно прошедшего в Париже, который приглашением российского художника в театр Шатле отметил столетие Дягилевских сезонов. Впервые будет показан фильм об этой постановке, вызвавшей скандально противоположные рецензии ведущих масс-медиа и без сомнения ставшей одним из самых громких событий в культурной жизни Европы.
Помимо представителей актуального искусства к разговору на круглом столе приглашены художники, непосредственно развивающие традиции средневекового монументального искусства (широко известный в мире мозаичист Александр Корнаухов). Будет рассказано о последних работах крупнейшего современного иконописца иеромонаха Зинона (росписи православного собора в Вене). Впервые будет предложена возможность диалога между двумя внешне абсолютно инородными подходами к созданию сакрального пространства, которые могут иметь парадоксальные точки соприкосновения.
Концепция семинара «Пространственные иконы» (Алексей Лидов):
Семинар посвящен особому явлению мировой художественной культуры, на которое лишь в самое последнее время обратили внимание историки искусства. Речь идет о "пространственных иконах", а именно о конкретных проектах создания "иконических" образов в пространстве. Такие образы могли возникать как между несколькими изображениями в определенной сакральной среде (храма, города, ландшафта), так и в контексте ритуального действа. Эти "иконы" не совпадали с любыми привычными изображениями на плоскости, существуя вне изобразительных схем. При этом "пространственные иконы" задумывались по законам иконографии, к возможностям которой прибавлялись световые, звуковые, ритуально-пластические и иные эффекты, образующих "срежиссированное" целое. Примечательно, что византийские «пространственные иконы», столь необычные в новоевропейском контексте, находят типологическую параллель в новейшем искусстве перформансов и мультимедийных инсталляций, которые и исторически, и содержательно не имеют с византийской традицией ничего общего. Однако базовый принцип, когда отсутствует единый источник изображения, а образ создается в пространстве под воздействием множества динамически меняющихся форм, делает их типологически родственными. Крайне важна и роль зрителя, который активно участвует в пересоздании пространственного образа. При всем различии технологий, эстетики, содержания, можно говорить об определенном типе восприятия образов, который во многих отношениях противоположен западно-европейскому пониманию «плоской картины», которое доминировало в художественном сознании в новое и новейшее время. Семинар предполагает обсуждение иного способа художественного видения, развивавшегося в древнем и средневековом искусстве, затем последовательно вытесненного и вновь обретаемого в наши дни. Таким образом речь идет о некоем альтернативном пути творчества, когда не самодовлеющий художественный предмет, а иконическое, в смысле соединяющее горнее и дольнее, пространство рассматривается как центр универсума.
Осознание существования данного историко-художественного пласта стало возможным в контексте новой теории иеротопии, рассматривающей создание сакральных пространств как особую сферу творчества, которая должна быть изучена исторически (см. кн.: Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2006). Семинар предполагает широкие и интенсивные дискуссии, посвященные как конкретным примерам «пространственных икон» в разных культурах мира, так и обсуждения широкого круга теоретических проблем искусствоведения и актуальной художественной практики.