НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

"Степная история" Зорикто Доржиева.

20 августа 2009Санкт-Петербург
З.Доджиев. Дангина. Красавица.2005. Холст, масло. 80х55
З. Доджиев. Кони и птицы. 2006. Хрост, акрил. 80х135
З.Доджиев. Похищение. 2007. Бумага, карандаш
20 августа в Мраморном дворце Русского музея открывается выставка Зорикто Доржиева "Степная история". Будет представлено более 50 живописных, графических и скульптурных работ молодого художника. Экспозиция в Санкт-Петербурге продолжает путешествие выставки Доржиева по миру: Нью-Йорк, Майами, Лос-Анджелес, Москва. Устроителем этого турне является Галерея "Ханхалаев", в сотрудничестве с которой музей и представляет творчество Зорикто Доржиева в Петербурге.

Вернисаж сопровождает выступление ансамбля "Бадма-Ханда", исполняющего аутентичную бурятскую музыку, а также дефиле моделей в национальных костюмах, эскизы для которых разработал сам художник. По сути, это холсты Доржиева в трехмерном измерении. В авторской коллекции Доржиева семь костюмов, каждый соответствует определенному дню недели и созданы они по мотивам серии "Наложницы".

Коллекция картин "Степная история" создавалась на протяжении двух лет, с 2005 года по начало 2007, после чего она была выставлена в Страсбурге. Право на проведение выставки во дворце Совета Европы в Страсбурге Зорикто Доржиев выиграл в конкурсе, где участвовало 50 художников со всего мира.

Зорикто Доржиев вырос в семье художников. Корни семьи уходят в мир простого бурятского народа: пастухов, лучников, дарханов (кузнецов), поэтому связи творчества Доржиева с древними народными сказаниями, мифами, легендами вполне органичны. Разумеется, этот материал увиден глазами человека ХХI столетия. Взгляд его на древние бурятские, монгольские предания и уклад жизни, слегка ироничен. Да и свои сюжеты он не черпает из конкретных былин, а скорее придумывает их сам, просто соотнося их - с уже существующими. И азиатский миф рассказывается европейским художественным языком.

Его тема, это - тема Великой Степи, к которой не единожды обращались и литература, и кинематограф и почти никогда - русское живописное искусство. Зорикто сумел отказаться от узко национального видения, уйти от чистого этнографизма, увидев в Великой Степи некое обобщение, а в населяющем ее народе - общий для всех образ Кочевника. Человек, образованный академически, он ищет и находит для такого необычного содержания более чем современную форму. Это - свой путь, со своей, ни на кого не похожей, линией рисунка, фактурой, необычным цветовым решением, метафоричностью образов, за которыми проступают особенности буддийского восприятия жизни. Кочевники, воины, богатыри, восточные женщины - любимые сюжеты Доржиева. В основном художник пишет маслом, но использует также смешанную технику, добавляя золотую фольгу и акриловые краски.

Зорикто Доржиев родился в 1976 году в г.Улан-Удэ, в семье художников Риммы и Бальжинима Доржиевых, его отец заслуженный художник Российской Федерации. Там же окончил республиканское художественное училище культуры и искусств, затем Красноярский государственный художественный институт, стажировался в творческих мастерских Российской Академии художеств (Отделение Сибири, Урала, Дальнего Востока) у профессора А.Левитина. Доржиев сумел вынести из строгого академического образования самое главное: дисциплину формообразования, которая, как оказалось, не противоречит концептуальности.

В живописных и графических вещах (серия "Наложницы", картины "Госпожа", "Маленький принц") художник разрабатывает индивидуальную версию ориентальной поэтики: изыскано вытянуты силуэты героев его картин, приглушены краски, а персонажи находятся в состоянии некоей сомнабулической погруженности. Но стихия стилизационного претворения материала имеет в творчестве Доржиева и удерживающий все знаменатель. И знаменатель этот - графизм. В рисунках и живописи Доржиева чрезвычайно развито графическое начало. Многочисленны виртуозно выполненные реалии - одежда, оружие, украшения. Так же "сделаны" женские силуэты, с тактильной достоверностью переданы одеяния и украшения.

Однако, главным и наиболее важным для Доржиева, как творца, все-таки является другое: он не столько реконструирует картину мира, сколько реально переживает ее, опираясь на собственный эмоциональный и житейский опыт. Его интересуют эмоциональные состояния: безудержный порыв, предельное физическое напряжение, интеллектуальное противостояние, состояние медитации. При этом художник явно ощущает себя не наблюдателем, а соучастником событий. Особенно ему удаются "буддийские" состояния медитации, погруженности в себя и в природу. Здесь-то и проявляются его корни, тот детский опыт "настоящего", без которого не могли бы состояться лучшие вещи Доржиева.

При этом художник говорит на своем, собственном, визуальном языке, который родился из переосмысления - в образном плане - специфики степной жизни, системы ее координат. И в первую очередь - пространственной организации повседневной жизни. В которой человек с одной стороны скован малым размером юрты, где он проводит б?льшую часть жизни, а с другой - его окружает огромное пространство, ограниченное только горизонтом. Однако, поднявшись в седло, человек возносится и над горизонтом, приближаясь - к небу. Эти эффекты приближения-удаления, хорошо изученные художником, придают его работам особую органику и образную содержательность.

К сильным сторонам живописи Доржиева, несомненно, относится и его умение работать с фактурой. Он стремится найти универсальную фактуру для своих персонажей и находит ее в виде некоей "мешковины". Впрочем, метафорика мешка, бурдюка присутствует и в работе над формой: Доржиев лепит ее, как мягкие, перетекающие друг в друга объемы.

Все вышеописанные приемы Доржиев использует не только в живописи, но и в графике, в книжной иллюстрации (он работает как иллюстратор книг, знакомящих детей с бурятскими эпическими сказаниями и сказками), а также в кино ( в 2005 году Зорикто Доржиев участвовал в работе по созданию эскизов костюмов для фильма "Монгол.Молодые годы Чингисхана", режиссер С.Бодров).

Зорикто Доржиев: "Я хотел изобразить что-то родное и - нетронутое..."

Пресс-служба РМ: тел/факс: 347-87-21,

www.museum.ru/N37520
Ваше мнение »»

»»Русский музей
Адрес:город Санкт-Петербург, Инженерная ул., д. 4
Проезд:Cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор"
Телефоны:(812) 314-8368, 595-4248, 314-3448
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.01.2025  x    ?  


Презентация ботика Петра I «Святой Николай» в Музее Мирового океана

Фестиваль "Пятницы в Пушкинском" 2025

Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Франциско Инфанте. Метафоры бесконечности

Выставка «Волшебник императорских театров Александр Головин» в Люксембурге

Магический сад. Выставка живописи Марии Дрезниной и мозаичной скульптуры Душаны Бравура

Спасители. Пути спасения

Выставочный проект «Маршалы Победы: полководцы Великой Отечественной войны»

Прозрачность. Живопись и графика Бориса Смирнова-Русецкого

Выставка "Истовая / Неистовая" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

Плакаты военного Ленинграда на выставке в Музее А.В. Суворова

Выставка «Традиции живая нить» учащихся ДХШ им. В.А. Серова в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Рождение нового дня. Персональная выставка Ирины Степанченко: графика, береста, живопись

Выставка "Внимание! Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц"

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Презентация издания "Летопись Свято-Андреевского скита на Афоне. Первая часть"

Фотоавангард 1920-1930-х. Александр Родченко и его современники

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка «Игра в куклы» в Староладожском музее

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «1905. Через призму искусства»


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru