В историю отечественного искусства Алексей Ильич Кравченко (1889–1940) вошел прежде всего как самобытный и разносторонний график. Юбилейная ретроспектива в Третьяковской галерее представит все грани таланта мастера. Наряду с классическими работами А.И.Кравченко – замечательного гравера и рисовальщика – широко демонстрируется его живописное наследие.
Графика Кравченко, виртуозно владевшего практически всеми видами гравюры и рисунка, многим известна по книгам, им проиллюстрированным. Иная сторона его творческой индивидуальности – живопись: к ней художник, обладавший врожденным живописным видением мира и тягой к монументальным формам выражения, обращался на протяжении всей жизни. Однако в советские годы по ряду причин, в том числе опасаясь обвинений в формализме, он перестал выставлять свои картины; их заново открыли публике лишь в 1970-е годы. Отсутствие социального заказа в сфере живописи позволило мастеру сосредоточиться на решении неподцензурных художественных задач. Картинам Кравченко более других его работ присущ вневременной характер, они несут черты романтического мировоззрения автора.
А.Кравченко начинал именно как живописец: в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1904–1910) он посещал мастерские В.Серова, К.Коровина, А.Васнецова, а в 1905 году, когда из-за революционных событий занятия были прерваны, учился в Художественной школе Шимона Холлоши в Мюнхене. В студенческие годы за один из пейзажей был награжден премией имени И.Левитана, в дальнейшем заслужил похвалу И.Репина, имел успех на выставках и в кругу коллекционеров. Тем не менее Кравченко не стал продолжателем московской живописной традиции, устремленной к пленеризму, – напротив, он ориентировался на классическую европейскую художественную культуру.
Увлечение гравировальным искусством, в котором художник реализовался наиболее полно, возникло уже после окончания училища и быстро переросло в основную профессию. Смелый новатор, он выработал в графике неповторимо экспрессивный авторский язык, позволявший передать эмоциональное восприятие мира. Активно работал в технике офорта, часто используя цветную печать («Фонтан виллы Боргезе», 1916, «Венеция. Площадь Святого Марка», 1926). С 1919 начал заниматься ксилографией – гравюрой на дереве («Страдивари в своей мастерской», 1926, «Днепрострой. Плотина», 1931). Овладев этой сложнейшей техникой самостоятельно, уже в начале 1920-х он вошел в число лидеров московской школы ксилографии. О признании Кравченко мэтром гравюры говорит присуждение ему Гран-при Международной выставки декоративного искусства и промышленности в Париже (1925).
Выставка покажет книжные знаки, изящные графические миниатюры Кравченко, иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина, И.В.Гете, Ч.Диккенса, О. де Бальзака, С.Цвейга. Раздел книжной графики очерчивает круг пристрастий художника – от сказок Э.Т.А.Гофмана и повестей Н.В.Гоголя до фантастической прозы А.В.Чаянова,
Далекий от авангардных течений и многочисленных арт-группировок 1910–1920-х годов, тяготевший к классике, Кравченко выступил инициатором создания общества "Четыре искусства». В 1924 оно объединило крупных мастеров живописи, графики, скульптуры и архитектуры под лозунгом синтеза искусств. Художник и на практике совместил глубокий интерес к архитектуре, зачастую служившей для него объектом изображения, с живописью, скульптурой и графикой. В эпоху насаждения соцреализма мастер словно нарочно уходил в жанр городского пейзажа, выказывая приверженность специфическим пространственным эффектам – отражениям зданий на водной поверхности, неожиданным ракурсам и перспективам, а также панорамным видам, звучавшим в унисон русской «видописи» и работам «мирискусников».
Выставка, включившая свыше 170 экспонатов, объединила два пласта наследия мастера: хрестоматийные произведения из музейных фондов и малоизвестные – из собрания семьи и частных коллекций. Большой раздел отведен живописи, здесь преобладают ранние работы, в том числе созданные в поездке по Индии и Цейлону (1914), а также в Саратове, где художник провел первые пореволюционные годы. Многообразие интересов Кравченко отражают виды Подмосковья и зарубежных городов, портреты друзей и близких, натюрморты, пейзажные и жанровые зарисовки, этюды обнаженной натуры.
Пресс-показ – 2 сентября в 14.00
Вернисаж – 2 сентября в 16.00
Инженерный корпус, Лаврушинский, 12