Если бы мы решили дать название этой персональной выставке Андрея Ванькова, то самым удачным, думается, стало бы слово «Накануне». Выставка буквально пронизана острым чувством ожидания, вернее, предчувствием Апокалипсиса. Дети и старики, женщины и мужчины, библейские, мифологические и литературные герои, «населяющие» пространство живописных композиций А. Ванькова, чаще всего наделены «страдательными» характеристиками.
Особое место в экспозиции занимают библейские персонажи и сюжеты. В них праотцы наши также не ведают покоя, страдают и живут в ожидании избавления от грехов человеческих.
Лейтмотивом звучат на выставке темы детства и семьи, судьбы современной цивилизации и культуры, весьма нетривиально и по-своему интерпретируемые автором.
Нужно признать, что образно-пластический язык Андрея Ванькова, весьма искушенного в академических изобразительных канонах, приобретает подлинную самобытность и необычайно обостренную экспрессию. Кажется, этот инаковидящий художник «вывернул мир наизнанку», создав свой вариант обратной перспективы для воплощения образов нашего несовершенного, жестокого, неправедного мира в ином измерении.
Благородство «музейного» колорита, по-питерски сдержанного и строгого в большинстве произведений, соседствует в экспозиции с откровенным буйством палитры в ряде композиций, также как жесткая конструктивность стилизованных форм сменяется округлыми, мягкими контурами фигур.
Безусловно, выставка непроста для восприятия. Она требует от зрителя определенных усилий – душевных, нравственных, интеллектуальных. Но пытливым здесь откроется очень многое. Как говорится, «ищите, да обрящете».
Светлана Кулакова, искусствовед,
Член АИС и Союза художников России
Творческая биография
Андрей Николаевич Ваньков родился в Кургане 5 февраля 1967 года. Окончил в 1983 году ДХШ №1. В 1987 году закончил Свердловское художественное училище им. И. Д. Шадра. С 1987 по1989 год – служба в рядах Советской Армии. В 1995 году закончил графический факультет Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, архитектуры и скульптуры им. И.Е. Репина (мастерская А.А. Пахомова). С 1997 по 2000 год – учеба в аспирантуре Института им. И.Е. Репина. В 1998-1999 годах преподавал в Институте им. И.Е. Репина.
С 1991 года член творческого объединения «Сграффито» (СПб Гуманитарный фонд «Свободная культура»). Участник более 50 персональных и групповых выставок в России и за рубежом. Автор нескольких уникальных книг, выпущенных издательством «Редкая книга Санкт-Петербурга».
В 2002 году рукоположен в сан священника в Курганской епархии. В 2006 году расписал церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Семистрельная» в р.п. Лебяжье. С 2007 года – клирик Богоявленского храма г. Кургана.
Основные выставки
1991 г. Выставка ТО «Сгаффито». Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран, Санкт-Петербург.
1993 г. Выставка ТО «Сграффито». Муниципальный центр культуры, Вресс (Бельгия).
1993 г. Выставка ТО «Сграффито». Салон «Глясин», Вресс (Бельгия).
1995 г. «Диалоги», II Международная выставка. ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург.
1997 г. Персональная выставка. Музей А. Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт- Петербург
1999 г. Выставка издательства «Редкая книга Санкт-Петербурга». Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Музейные собрания
Государственный Эрмитаж (книжная коллекция), Музей современного искусства «Манеж» (г. Санкт-Петербург), Музей Современного искусства (г. Сосновый Бор), Дом-музей М.П. Мусоргского (г. Великие Луки), Муниципальный центр культуры (г. Вресс, Бельгия), Музей Бенуа ГМЗ «Петергоф» (г. Санкт-Петербург).
Произведения находятся также в частных собраниях в Бельгии, Голландии, Франции и России.