Они должны были стать символом страны, и они стали им. Затем они стали символом эпохи, Москвы, Мосфильма… Ряд можно продолжить. Закономерно, что они стали и олицетворением творчества их создательницы - Веры Мухиной. Которая осталась в памяти большинства автором одной скульптуры - "Рабочего и колхозницы". Накануне возвращения знаменитого монумента после долгих лет реставрации и в год 120-летия со дня рождения Веры Игнатьевны, в Русском музее открылась выставка, разрушающая этот стереотип. Дарящая возможность увидеть творчество ученицы прославленного Бурделя во всем многообразии. Хотя "Рабочих и колхозниц" и здесь в избытке.
Помимо материалов, связанных с ними, на экспозиции представлены проекты других монументальных работ скульптора и, конечно, многочисленные образцы станковой пластики. В том числе из стекла. Выставлены и декоративно-прикладные работы Мухиной в стекле. Вазы, чаши, бокалы, в формах которых встречаются классика и современность. Не обошли вниманием создатели экспозиции и графическое наследие художницы. Также нынешняя выставка первой дарит возможность знакомства с сохранившимися ученическими опытами Мухиной в живописи (иных образцов ее работы в этой технике нет) и ее эскизами театральных костюмов и декораций, в которых неожиданно ярко горит отблеск театра Серебряного века.
Но, прежде чем перейти к рассказу о них, известность "Рабочего и колхозницы" обязывает предоставить читателям краткую художественно-биографическую справку о прославленном монументе. Эталон социалистического реализма, по утверждению Большой советской энциклопедии, был создан для Всемирной Парижской выставки 1937 года, где венчал павильон праздновавшей свое двадцатилетие страны Советов. Масштабы в соединении с назначением статуи, потребовали изобретения специального сплава для нее. Спустя два года после Парижской выставки композиция была установлена в Москве у входа на ВСХВ (ныне ВВЦ). Мухина ни местом установки, ни оформлением монумента довольна не была. Она мечтала видеть "Рабочего и колхозницу" на Воробьевых горах, парящими над городом. Пострадала выразительность композиции и из-за постамента. Высота павильона, спроектированного архитектором Борисом Иофаном для Всемирной выставки, превышала тридцать метров, московский же постамент достигал лишь десяти.
Возвращаясь на экспозицию, обратимся к композиции "Хлеб"- стилистическому антиподу известного монумента. Плавные линии, гармония, спокойствие и единение с землей вместо порыва и полета. Благодаря близкому месторасположению это особенно чувствуется. То же можно сказать и про женский торс, чья изящная и лаконичная моделировка вызывают в памяти лучшие образцы греческой пластики. Надо сказать, женские образы в творчестве художницы сколь многочисленны, столь и разнообразны. Как по формам - тонкость и изящество соседствует с мощными формами, напоминающими первобытных Венер, так и по материалам. От дерева до стекла.
Пожалуй, количество "Рабочих и Колхозниц" (всего пять) - одна из удач экспозиции. Дает в полной мере ощутить богатство художественного языка Мухиной.
Рассматривая же галерею портретов, среди которых изображения героев войны, писателей, композиторов, ученых, понимаешь, что для классика советского искусства и лауреата пяти Сталинских премий Вера Игнатьевна на удивление мало лепила вождей. Да и портреты военных героев, хоть и мастерски выполненные, уступают в выразительности изображения Горького, Мравинского, Эрмлера…
Стремление к лаконичности форм, которым отмечена скульптура Мухиной, не оставляет ее и в работе со стеклом. Простота форм и эффектные цвета, таковы ее декоративные работы в этом материале. А вот ее скульптура в стекле приобретает новое звучание. В фигурах из белого матового стекла появляется обычно несвойственная работам Веры Игнатьевны эфемерность.
Прекрасно, когда музеи открывают публике новые или забытые имена. Но часто и творчество прославленных мастеров нуждается в "открытии". В случае с Мухиной, у Русского музея это неплохо получилось. (Е. К.)