В Томском областном художественном музее открылась рождественская выставка. Выставка посвящена библейским сюжетам в иконах, гравюрах и картинах. К этому совместному проекту музей, епархия и Научная библиотека ТГУ готовились долго и основательно. Экспозиция замысливалась как рубежная - из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, поэтому на ней представлены произведения XVII - XX веков: от старинных икон до картин наших современников, от Библии и Псалтири XVII века до рукотворных литографических книг Михаила Карасика конца ХХ века. Из зала в зал переходя, можно не только почувствовать дыхание времени, но и увидеть, как от эпохи к эпохе менялся эстетический идеал, а нравственный (читай: заповеди Моисея и Нагорная проповедь Христа) оставался прежним. Идея соборности (тоже один из нравственных идеалов нации) воплотилась в подборе экспонатов - на выставке произведения из частных коллекций, государственных фондов и негосударственных организаций.
Выставка действительно стала самым ярким и значимым событием в художественной жизни Томска последнего года ХХ века. Почти все представленные работы экспонируются впервые. Впервые за двадцать лет существования областного художественного музея, вообще впервые в ХХ веке. И здесь надо отдать должное всем музейным работникам - от реставраторов до научных сотрудников, которые вернули зрителям иконы и картины, попавшие в Томск в 20-30-х годах из собраний и коллекций крупнейших российских музеев, когда те подвергались революционной "чистке". Внимательному посетителю выставки картины из фондов ТОХМ могут рассказать историю становления самого музея. Как в начале 80-х, в первые годы своего самостоятельного существования, областной художественный музей приобретает западноевропейскую живопись XVII - XVIII веков (те самые библейские сюжеты), активно пополняет фонд иконами, покупает у московского художника Михаила Карасика его уникальные литографические экземпляры "Гефсиманского сада" Бориса Пастернака и "Библейских стихов" Анны Ахматовой. А ведь то были времена господства атеистической идеологии. Времена, когда российские художники христианские мотивы "зашифровывали" под литературные сюжеты или, как томский художник Василий Болдырев, к осмыслению библейских заповедей шли через философию, литературу, музыку, создавая свои иллюстрации к роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита", музыке Рахманинова, философской поэзии В.Сидорова. Кстати сказать, работы томичей Михаила Унтилова, Олега Кислицкого, Федора Полоника и Сергея Кутырева заняли достойное место на выставке "Библейские сюжеты в иконах, гравюрах и картинах". То, что новое тысячелетие встретили библейскими сюжетами, - хороший знак. Россия возвращается в общемировое культурное пространство, хотя дорога эта для нее оказалась весьма и весьма тернистой. ("Кульутра")