Краснодарский художественный музей имени Ф.А. Коваленко открыл новую постоянную экспозицию, которая состоит из произведений итальянских, голландских, фламандских, французских, английских и немецких художников.
Традиционно второй этаж особняка Шарданова вмещал в себя постоянную экспозицию русского искусства от иконописи до авангардистских исканий ХХ века. Мы решили познакомить наших зрителей с другими замечательными коллекциями, хранящимися в наших фондах. В течение 2010 – 2011 годов будет демонстрироваться собрание западноевропейской живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Первые произведения искусства Западной Европы поступили в музей еще при его основателе Федоре Акимовиче Коваленко. Это были преимущественно копии с произведений прославленных мастеров итальянского Возрождения и салонные работы, купленные в Итальянском художественном магазине А.И. Тренти (Санкт-Петербург).
Основная часть коллекции сложилась в 1929 – 1931 годах, когда Государственный музейный фонд распределял между региональными музеями художественные ценности. В то время заведующий нашим музеем был Ромуальд Казимирович Войцик, который, имея необходимые связи в искусствоведческой среде, имел возможность выбирать лучшие из подготовленных к отправке в различные музеи страны произведения. На обороте некоторых работ написаны названия городов, куда, вероятно, они должны были поступить, но в конечном итоге попали в Краснодарский музей. Источник их поступления – Эрмитаж, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музей Академии художеств, Строгановский дворец-музей.
В коллекции присутствуют произведения мастеров эпохи Позднего Возрождения Италии, испанское, голландское и фламандское искусство ХVII века, работы французских, английских, немецких художников периода классицизма и романтизма (ХVIII – ХIХ век). Среди них творения как малоизвестных художников, так и великих и прославленных мастеров: Мастера женских полуфигур (нидерландский художник ХVI века), Диего Веласкеса, Антониса ван Дейка, Питера Класа, Якоба Изакса Рейсдала, Жана Батиста Греза, Джорджа Доу.
Многие из представленных в экспозиции произведений входили в знаменитые коллекции. Так, картина голландского художника Карела Мора находилась в собрании Франсуа Троншена в Женеве, которое в 1770 году приобрела русская императрица Екатерина II. Батальная сцена «Бой всадников на мосту» украшала кабинет Петра I, а «Портрет кардинала Астали-Памфили» Диего Веласкеса был подарен испанским генеральным консулом Николаю I. «Ад» Питера Брейгеля Младшего, «Марина» Дениса Ватерлоо принадлежали знаменитому ученому и путешественнику П.П. Семенову-Тян-Шанскому. «Сатира на суд над великим пенсионарием Олденбарневелтом» Давида Тенирса находилась в собрании известного художника Н.К. Рериха.
Экспозиция дополнена мебелью ХVIII века и изделиями знаменитых европейских фарфоровых мануфактур ХVIII – ХIХ веков.