4 февраля 2010 г. в 18.00 в Фотографическом музее «Дом Метенкова» открылась выставка «Петербург Бориса Смелова». На выставке представлены 60 черно-белых фотографий в авторской ручной печати из собрания
http://www.artnasos.ru Выставка продлится до 1 марта 2010 г.
Борис Смелов (1951-1998) — культовая фигура ленинградской фотографии. В 1970 -1980 годах для многих фотогра¬фов он был идеалом мастера, который, с одной стороны, был свободен от идеологической конъюнктуры, с другой стороны, ставил и решал художественные задачи фотографическими средствами, тем самым ос¬вобождая фотографию от цеховой замкнутости и вводя её в семейство изобразительных искусств.
Борис Смелов в 1961 году впервые взял в руки фотоаппарат, а в 1968 уже осознавал себя художником. Для фотографа основная цель —сделать «хороший» снимок, т.е. технически совершенный, для художника — качественный снимок лишь средство для пост¬роения уникального художественного мира. «Для меня в любой работе важнее, чем точная фотофиксация натуры, авторский взгляд на мир, человеческая позиция художника. Без этого снимки пусты и холодны»
Борис Смелов работал во всех традиционных жанрах фотографии — портрет, репортаж натюрморт, пейзаж, но в качестве основной темы он назвал «свой город». В натюрмортах это предметы прошлого быта Петербурга, в портретах— избранные жители этого города (художники, поэты, музыканты, родственники, безымянные старики и старушки), в пейзажах— парадная архитектура и зафасадное нутро, в репортажах — жизнь людей и зверей в этом городе.
Особенно интересным и малоизученным является последний период (1994-1998) творчества Бориса Смело¬ва, когда он стал использовать для съемки пейзажей инфракрасную пленку: «Инфракрасная пленка восхитила меня тем, что она дает некое новое качество и совершенно иной графический эффект. Листва в конечном отпечатке получается белой, как бы опушенной инеем, а все остальные предметы — дома, вода — вполне реалистическими... Съемка на инфракрасную пленку помогает мне подчеркнуть некий космизм города, его объектов, эпичность, значительность, трагизм»
Борис Смелов начал свой путь фотографа с Петербурга Достоевского и Гоголя (город-мираж, фантом, по¬рождение тумана, край земли, порог смерти, вызывающий страх и ужас реальной жизни, хаотическую слепоту и космическое сверхвидение). Затем он увидел и сумел изобразить эсхатологическое предчувствие в парадном, классическом Петербурге, соединив тем самым два противоположных полюса в иконографии города. Именно, транспер¬сональная тревога, воплощенная в устойчивой гармонии классики, и сообщают его пейзажам изысканную трагедийность и изощренную привлекательность. (Валерий Вальран)
Фотографический музей «Дом Метенкова»
Екатеринбург Карла Либкнехта, 36 (2 этаж)
www.metenkov.narod.ru