НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка В. Любарова "Едоки" в галерее "Дом Нащокина"

c 12 марта по 11 мая 2010Москва
В. Любаров ''Ресторан ''Долина''
Вот уже около 20 лет работает Владимир Любаров над своим живописным циклом «Страна Перемилово». Эта страна, созданная воображением художника, имеет как свои, вполне определенные, географические координаты, так и собственную метафизическую топографию. Так, «столица» любаровской страны – «Деревня Перемилово» – имеет реальный прототип и расположена на границе Владимирской и Ярославской областей. А любаровский «Город Щипок», хоть и напоминает чем-то соседний Юрьев-Польский, но все-таки в большей мере рожден воспоминаниями художника о своем послевоенном детстве, проведенном в замоскворецкой коммуналке на улице Щипок. В процессе создания живописного цикла к «Деревне Перемилово» и «Городу Щипок» прилепилось «Местечко» с ветхозаветными евреями и причудливый город «Амстердам», похожий и на свой голландский прототип, и на деревню Перемилово одновременно.

Все эти годы любаровские герои живут на полотнах художника полноценной, самодостаточной жизнью: выпивают, смотрят на звезды, любят своих жен и чужих девушек, пляшут, поют хором, время от времени пускают красного петуха, иногда работают. Ходят по воде и всем миром справляются со стихией (серия «Наводнение»). А несколько лет назад, увлеченные общественным порывом, перемиловцы решили поумерить свое пьянство, оздоровиться и на некоторое время превратить Перемилово в «русскую олимпийскую деревню» (серия «ФизкультПривет!»).

Вот только подпортил перемиловцам праздник нынешний экономический кризис. Не то чтобы он выбил у них почву из-под ног: шиковать – они никогда не шиковали, просто наставшие «тощие годы» заставили их вновь задуматься о том вечном, что в российской истории во все времена совпадало с насущным. Проще говоря, о еде.

В новой серии Владимира Любарова «Едоки» все едят. Едят так же, как живут, а живут так же, как едят. Художник не изучает еду, а наблюдает за едоками. И у каждого едока на столе (на стуле, на табуретке, на газетке, на травке) натюрмортом разложена вся его личная история.

В новой серии, хоть она и радует глаз богатым продовольственным рядом, «гастрономическая реальность» не важна Любарову сама по себе. Она для художника лишь повод к тому, чтобы проявить людей, их мечты, помыслы и чувства. И, напротив, людские эмоции, потаенные думы материалируются в съедобных «вещдоках» любаровских застолий. По еде-питью, потребляемых каждым из любаровских «едоков», легко читаются их судьбы. Так, сиротские бумажные стаканчики с непонятной жидкостью – это трудные понедельники граждан, весело проведших выходные («Понедельник»). Нелепо гигантский, с барочными розочками, торт очень смахивает на несбывшееся женское счастье («У Петровны юбилей»). И бесконечно длинны – как мотаемые сроки – серые макароны, которые с энтузиазмом заталкивает себе в рот братан, явно попробовавший неволи («Макароны по-флотски»).

Особое место в этом «съестном» ряду занимают любаровские натюрморты. Если и есть повод отметить их «голландскость», то отнюдь не традицию снейдеровского роскошества, а кальвинистски аскетичную простоту. Каждый натюрморт Любарова представляет, как бы сказали нынешние диетологи, «монопродукт» – из тех, чья красота большинством из нас не воспринимается, замылился глаз. Ну что такого? – Всё это растет на каждом дачном участке: лук, чеснок, капуста, перцы, кабачки. Чуть побогаче выглядят наваленные горкой ягоды-фрукты: клубника, вишня, яблоки-груши.

Что может быть проще! Но все эти дары перемиловского огорода, поджидающие своих едоков, заряжены внутренним темпераментом, и каждый – со своей интонацией – беседуют со зрителем. Нахально и ехидно – поросший колючими зелеными отростками прошлогодный чеснок. Кокетливо, подобно перезрелой красотке, – клубника. Меланхолично, с ноткой ностальгии – золотистые перцы. Вальяжно показывает себя, расталкивая «односельчан», розовый лук. И, не слишком сообразуясь с пространством холста, расправляет свои кружевные оборки купчиха-капуста: куда вы денетесь без меня, в тощие-то годы. – И действительно: куда?..

В любаровской картине мира еда выступает необходимым условием жизни, наипозитивнейшим ее качеством. Недаром лица всех его едоков отмечены особого рода «сдержанным сиянием» – как у Стивы Облонского в предвкушении обеда. Художественный язык Владимира Любарова отражает всю полноту переживания – физиологического, эмоционального, эстетического, – которому отдаются его персонажи, когда едят. И еда – даже по-будничному бесхитростная и незатейливая, как и весь быт любаровских героев, – дает им ощущение маленькой внутренней свободы.

По-прежнему ли выпивают едоки из любаровской «Страны Перемилово»? – А как же. Но нынешние любаровские герои на то и едоки, чтобы выпивать культурно, по-людски, под закусочку и с беседой. Правда, оздоровительный период все же не прошел для перемиловцев даром – и со всей очевидностью многие из них перешли на менее забористые напитки: в серии есть даже такая «концептуальная» картинка – «Перешли на пиво». Конечно, не всем из любаровских героев этот переход дается легко. Да и не умеют люди, живущие на российских просторах, преодолевать трудности на трезвую голову. Недаром еще Иосиф Бродский отмечал, что пьянство в российской глубинке каким-то парадоксальным образом помогает сохранять душу.

На фоне нарастающего шквала кулинарных телепередач, кулинарного бума в российском книгоиздании, модного тяготения наших «продвинутых» сограждан к кухне фьюжн и ко всему гастрономически-экзотическому, художник Любаров, отнюдь не гурман, а приверженец привычной домашней кухни, в процессе создания новой серии сделал удивившее его самого открытие: оказывается, вовсе не обязательно главный слоган наших дней – «Жизнь удалась!» – писать черной икрой по красной. Эти слова с той же убедительностью можно выписать всем тем, что сегодня есть у тебя на столе: например, красными солеными помидорчиками по гречневой каше. Или чесночком по черному хлебцу… Кому что нравится!

www.museum.ru/N39345
Ваше мнение »»

»»Галерея "Дом Нащокина"
Адрес:город Москва, ул. Покровка. 3/7
Проезд:Ст. м. «Китай-Город»
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 05.02.2025  x    ?  


300 лет со дня смерти Петра Великого. День памяти императора в Петропавловском соборе

Вечер памяти Петра I в Музее-квартире А.А. Блока

Изображая воздух. Русский импрессионизм

Камерные выставки во Дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском

Ко Дню памяти Александра Сергеевича Пушкина. Литературный вечер "Весёлое имя: Пушкин"

День памяти Ф.М. Достоевского

Выставка "Юрий Васнецов. К 125-летию художника" в Русском музее

К 80-летию подвига Михаила Девятаева

Выставка "Что се есть?... Петра Великого погребаем!" в Музее артиллерии

Между Ветхим и Новым. Памятники XVII-XVIII веков из Музея им. Андрея Рублева и Исторического музея

Моновыставка «Грехопадение». Кто поправил Мартина де Воса?»

Выставка «Личная комната художника» в Музее-квартире И.И. Бродского

Реальность. Абстракция. Реальность. Александр Ситников. Ольга Булгакова. Наталья Ситникова

Вернисаж итоговой выставки I Всероссийского пленэра "Петербургские храмы" в Центре книги и графики

Онлайн-курс для музейных сотрудников: современные подходы к экспозиционно-выставочной деятельности

Выставка «Ялта 1945: фундамент нового мироустройства»

Пулемет Максима. Начало большого пути. Коллекция ранних пулеметов Максима в собрании Музея артиллерии

Выставочный проект "Открытый мир. Современное искусство Екатеринбурга и региона" в Музее Фаберже

Открытие фотодокументальной выставки «Коренной перелом» в Музее Г.К. Жукова

Александр Фёдорович Котс. Семейный альбом

47-я выставка «ЗооПалитра»

О Самуиле Лурье. Воспоминания и эссе: презентация книги

Художники края. Букет к юбилею. Живопись, графика, скульптура

Выставка «Русская борзая» в Дарвиновском музее

В поисках чудес: путешествие по России

Иван Несветайло. Пульсация памяти

Выставка «По моему мнению / Meo Voto» Дмитрия Тугаринова в Академии художеств

Формы и образы. Лаки

Выставка "Ленинград 1970-х" в Российской национальной библиотеке

Дмитрий Сироткин. Причал

Выставка «Донбасс – история и современность» в Новосибирске

Возвращение воина. Уникальная италийская фреска IV века до н.э.

Тобольские косторезы. К 150-летию промысла

Выставка произведений Юрия Орлова в Российской академии художеств

Цикл концертов-лекций «Музыка и живопись» в Арсенале, Н. Новгород

Илья Комов. Солнечные сны

Выставка «Фотоклуб „Новатор“. ХХ век» в РОСФОТО


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru