В Мемориальном музее-квартире Н.А. Римского-Корсакова открывается выставка в рамках международной научной конференции "Н.А. Римский-Корсаков и его наследие в исторической перспективе». Среди экспонатов - рукописи и фотографии из собраний Санкт-Петербурга, Москвы и Ионийского университета в Корфу (Греция). Также будет представлен уникальный электромузыкальный инструмент ЭМИРИТОН, сконструированный в 1932 году командой изобретателей во главе с внуком Римского-Корсакова, известным акустиком Андреем Владимировичем, в настоящее время хранящийся в Шереметевском дворце (филиал Музея театрального и музыкального искусства).
Эмиритон относится к мелодическим (одноголосым) электромузыкальным инструментам. «Сердце» эмиритона - электронный ламповый генератор, который дает электрический ток звуковой частоты «пилообразной формы». Форма тока определяет будущую комбинацию тембров звука, общее количество которых равняется 540. Чтобы дать множество таких форм (тембров), электрический ток, претерпевая преобразования, попадает в репродуктор и превращается в звуковые колебания, слышимые нами. Звуковые колебания формируются в электрических цепях инструмента и в принципе не могут подвергаться внешним влияниям.
Эмиритон снабжен клавиатурно-грифовым мануалом, объединяющим в себе нетемперированный, ультрахроматический гриф и специальную игровую хроматическую, по сути традиционную, клавиатуру, а также двуножной педалью, обеспечивающей нюансировку.
Звучание эмиритона воспринималось современниками с энтузиазмом. Положительные отзывы о нем оставили Б. Асафьев, Д. Шостакович, проф. А. Климов и другие музыканты; звучание зафиксировано на грампластинках; для эмиритона писали оригинальную музыку и киномузыку; инструмент звучал с эстрады, собирая полные залы слушателей; о нем писали в газетах; люди интересовались его приобретением, удивленно спрашивая: «Почему инструмент не пользуется поддержкой Министерства культуры СССР? Почему он не пущен в серийное производство?» … Одним словом, эмиритон обещал стать ярким явлением в отечественной музыкальной культуре с очевидными перспективами развития. Тем не менее, к середине 1960-х гг. он перестал звучать, а затем исчез и физически …