Выставка «Лев Алексеевич Радищев – хвалынский Чюрлёнис», открывшаяся 14 мая 2010 года в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина (филиал Радищевского музея) приурочена к 125-летию основания Саратовского художественного музея им.А.Н.Радищева и 140-летию со дня рождения художника.
Это первая ретроспективная выставка Л.А.Радищева. Он родился 30 ноября 1870 году в семье городского головы Хвалынска Алексея Васильевича Радищева, старшего внука А.Н.Радищева. Его детство прошло в доме, где сейчас расположена картинная галерея им.К.С.Петрова-Водкина. Лев начал рисовать и сочинять сказки и стихи с детского возраста, тогда же Лев начал учиться музыке, любовь к которой он пронёс через всю жизнь. Первые сильные живописные впечатления он получил в 1889 году в Париже при посещении Всемирной выставки, именно в эти годы он «очаровывается потухающими красками, жемчужными нюансами, приглушёнными созвучиями» модерна. Ещё в юношеские годы он создал свой духовный континент, на котором будничный мир тревог и забот не нарушал спокойного течения мира его образов и грёз, зыбкой полуреальности и мистики.
В конце 1890-х годов Лев Алексеевич посещал студию при Обществе любителей изящных искусств в Саратове, где преподавали В.В. Коновалов, Г.П. Баракки, Ф.М. Корнеев, бывал в студии и будущий основоположник «саратовской школы» В.Э Борисов–Мусатов. Тогда же он познакомился с художниками П.С.Уткиным, А.Т.Матвеевым и П.В.Кузнецовым. С октября 1902 года по январь 1904 года Лев Алексеевич учился в московской частной художественной студии Е.Н.Нечаевой-Званцевой, устроенной по образцу французских вольных академий. В Москве он часто встречается со своим земляком К.С.Петровым-Водкиным, с которым познакомился ещё в Хвалынске. Их сближало не только художественное, но и литературное творчество: К.С.Петров-Водкин разделял увлечение Льва Алексеевича символизмом. В 1905 году он посетил Италию и Францию, в Париже учился в академии Гранд Шомьер.
Преобразующий взгляд на пятно являлся одним из основных качеств его творчества. Обладая живым воображением, часто растекающееся пятно акварели, слегка корректируя его, он превращал в какое-нибудь существо. Эта игра природы знакома всем: очертания холмов, деревьев, камней так часто напоминают нам о живых существах. В искусстве художника преломились древние представления о природе, как о мире, наделённом своими чувствами. Мистическое творчество художника объясняется его музыкальностью: он привык грезить звуками. Он вообще любил писать акварелью, которая не выносит яркого света, как впрочем, и музыка, которая по природе своей не терпит громких слов.
В 1912-1914 годы увидели свет несколько книг Льва Радищева, изданные небольшим тиражом (300–500 экз.) – «Морские дыхания», «Ветерки и вихри» и «Стихи и сказки» - все с его иллюстрациями. Содержание этих книг носит лирико-мистический, символический характер. Скорее это словесные «сонаты». Льву Алексеевичу было свойственно идущее от романтиков стремление определить все виды искусства через музыку, поэтому в изобразительном искусстве он создаёт «поющую» живопись через «звучание» линий, форм и красок, а в литературе – «звучащее» слово.
В те же годы выполнены Львом Алексеевичем росписи стен в доме родителей, который он унаследовал с сёстрами. Дом сохранил как свой внешний вид, так и интерьеры. В нём есть даже мебель со «следами» пребывания в этом доме Льва Алексеевича. На настенных панно изображение морских далей с баркой вдали и белыми барашками волн у скал, или морского залива с горой с каменистым берегом и деревянной избушкой, какие строили в северных странах. Здесь нашлось место и мифологическим героям: Леде, соблазнённой Зевсом, превратившимся в лебедя, Прометею, обречённому богами за огонь, подаренный им человечеству, на верную гибель от орла, клюющего его печень, или языческому, а может быть, мифическому обряду: арки, на берегу водоёма с тёмной стоячей водой, в которой они отражаются, толпа людей в разноцветных одеждах, которая должна пройти через эти врата в храм природы. Он расписал и мебель в этом доме. Здесь он развернул свою фантазию в орнаменте. Это удивительные импровизации различных форм, связанных в одну непрерывную цепь. Собственно эти орнаменты, узоры, арабески тоже составляют видимую музыку. Формы эти могут быть антропоморфными, зооморфными, цветочными, растительными. Он упоён движением линий, которые превращают цветы, листья, травы в узор. Орнаменты Льва Алексеевича, образующие своеобразные рамы вокруг настенных панно, неуклонно расползаются своими линиями-щупальцами, линиями-водорослями по плоскости, вводя в свою структуру изобразительные мотивы: то коленопреклонённого человека, то жука, то пантеру, то цаплю или журавля. Росписи выполнены в жемчужно-пастельной цветовой гамме, свойственной модерну, о которой писал Валерий Брюсов: «Всего сильнее полутон, не полный тон, а лишь полтона…». В настоящее время росписи нуждаются в реставрации.
После революции в 1918 году Л.А.Радищев с сёстрами и племянниками уехал в Сибирь, повторяя путь своего великого прадеда, отбывавшего ссылку в Сибири с 1790 по 1797 год в этих же краях. Петропавловск, Иркутск, Бодайбо – вот маршрут их движения по Сибири. Акварели и рисунки, созданные в Сибири Л.А.Радищевым, представленные на выставке, имеют скорее историческое и краеведческое значение: это «дневниковые записи» Льва Алексеевича, который, как под микроскопом, дотошно разглядывал окружающие суровые пейзажи Сибири, окраины небольших городков, с церквушками, старыми заборами, одинокими фигурами, речушками с лодками и реки с колёсными пароходиками, живописными окрестностями.
Известно, что после возвращения из Сибири, с 1925 по 1930 год Лев Алексеевич жил в Саратове, преподавал рисование в школе, перебивался случайными заказами. К этому периоду относятся его акварели с изображением саратовских мест, связанных с именем Н.Г.Чернышевского, пейзажи Разбойщины, прудов в парке Панчулидзева. Летом он неизменно приезжал к сестре в Хвалынск, бродил с этюдником по окрестностям. Именно тогда появляются акварели с изображением Воложки, меловых сосен на Ташах. Здесь натура заявляет о себе во весь голос, заставляя Льва Алексеевича хотя бы на время забыть о мире грёз. Она пробуждает его восходящим солнцем над просторами Воложки или сиреневыми далями Волги, видимыми сквозь зелень сосен.
В 1932 году Лев Алексеевич поселился в Ленинграде. Там он работал чертёжником в гидроинституте, писал заказные портреты, подрабатывал отдельными и, увы, нечастыми заказами, получая за них гроши и едва сводя концы с концами. В Ленинграде Лев Алексеевич участвовал на выставках в Русском музее, в Доме Искусств им. К.С.Станиславского. В трудные 1930-е годы спасало Льва Алексеевича вегетарианство и занятия йогой, страстным поклонником которых он был всегда, да ещё денежные переводы сестры Ольги Алексеевны из Хвалынска. Каждое лето он старался провести на родине. Многие акварели 1930-х годов, представленные на выставке, написаны именно во время его летнего пребывания в Хвалынске. Здесь же он провёл последние четыре года своей жизни. В эти трудные военные годы он подрабатывал в артели, расписывая свистульки и посуду. Тогда же он написал изящные виньетки, орнаментальные рамки, возможно, для своих стихов или эссе: в них переплетены сказочные мотивы с поэтическими. Но и оглушительные пертурбации в окружающем мире не потревожили мир его снов, куда стремилась его душа.
В начале 1945 года он решил вернуться в Ленинград, где вскоре умер в возрасте 75 лет. Могила его неизвестна. Большинство живописных и графических произведений Льва Алексеевича исчезли после его смерти. Часть его наследия, оставленная некогда у сестры Ольги Алексеевны в Хвалынске, вернулась в родной дом, в котором расположена картинная галерея им. К.С.Петрова-Водкина. Эти работы можно видеть на этой выставке. Здесь же экспонируются работы из музея Н.Г.Чернышевского середины 1920-х годов и акварели 1941-1942 годов из Пензенского объединения литературных музеев, три живописные работы из Хвалынского краеведческого музея и акварели из коллекций А.В.Наумова, Л.В.Сапитон. На открытии выставки был показан медиа-фильм о жизни и творчестве художника «И зову мечтателей…», созданный сотрудниками художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина.
Фоторепортаж события.
В.И.Бородина