Открытие: 1.07 в 17-00, 16 зал . ВНУТРЕННЯЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Подобно завороженному ребенку, опуститесь на колени перед фактом - в готовности, отвергнув любые предвзятые мнения, смиренно следовать за природой, в какие бездны ни вел бы указуемый ею путь; иначе вы ничему не научитесь.
Томас Генри Хаксли
Сто лет назад, в 1910 году, в Мурнау была создана первая нефигуративная работа Василия Кандинского. С этого времени в визуальную культуру человечества вошло такое понятие как абстракционизм. Находясь на границе узнаваемого, состоя в родстве с экспрессионизмом, сюрреализмом, конструктивизмом - абстракционизм отстоял за собой уникальное пространство самостоятельного культурного феномена.
Сегодня крупнейшие музеи мира гордятся произведениями первооткрывателей нефигуративного искусства - В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана, П. Клее, а так же многих других художников-абстракционистов. При этом все эти сто лет не утихает дискуссия о месте абстрактного искусства в нашей жизни, не утихает конфликт между внутренним видением бытийного процесса и сторонниками фигуративного описания действительности. Казалось бы - неразрешимый конфликт, но мир абстрактных образов давно наполнил окружающее человека пространство, проявляясь в рисунке на ткани, оформлении интерьера, силуэте мебели, одежде, бытовом приборе и т.п. Мы давно уже живем, не осознавая того, среди визуальных форм порожденных Мондрианом, Малевичем, Бранкузи, Клее, Родченко, Экстер, Лисицким, Стенбергом, Горки, Раушенбергом и многими другими. Визуальная абстракция прочно вошла с саму суть современной культуры, изменила вектор зрения современного человека.
"Abstractio" - значит "отвлечение", но это не банальное отвлечение от действительности, а художественный поиск нового видения, нового ощущения мира. У кого-то из художников этот процесс соизмерим с алхимическим опытом, наполненным рациональной, философской определенностью, у кого-то - результат эмоционального всплеска, подготавливаемого медитативной экзальтацией, но в основе своей - абстракция всегда дискурс между состоявшимся бытийным переживанием художника и способностью зрителя к восприятию этого переживания.
Столетняя традиция русского абстракционизма предстает сегодня нетленным художественным наследием, в котором проступает и трагизм ХХ века и величие духовного мира его человека. Невидимые, но прочные связи протянулись из первой половины ХХ века во вторую, к новой волне русского авангарда, к тем, кто в годы засилья идеологических штампов сумел сохранить внутреннюю необходимость творческой свободы. Одними из таких были художники из знаменитой группы "Двадцати московских художников" и их товарищи из Горкома графиков на Малой Грузинской 28, дерзкого островка художественной недозволенности. В этой связи, выставочный проект - "Абстрактно о конкретном" предоставляет зрителю уникальную возможность увидеть творчество представителей знаменитей двадцатки - Юрия Миронова, Анатолия Лепина.
Художественные произведения, экспонирующиеся в выставочном проекте - как живая ткань русского модернизма конца ХХ - начала XXI веков. Это и полные экспрессии работы Евгения Казарянца, ученика Дейнеки, и ассоциативные формы Вячеслава Михайлова, и конструктивистские аллюзии Владимира Наседкина. А рядом - романтическое пространство Олега Тимофеева, символическая цитатность Нальби Бугашева, тонкая игра настроений Анатолия Кузнецова и многие, многие другие.
Участники проекта представляют весь срез современного русского нефигуративного искусства от абстрактного экспрессионизма, живописи действия, лирической, метафизической, сюрреалистической абстракции - до конструирования концептуальных текстов, семантического звучания. Мир абстракции многообразен и конечно, можно было бы подобрать слова к мелодии представленных в выставочном проекте художественных произведений, но важнее ощутить внутреннюю необходимость вслушаться в эту мелодию, распахнуть окно в мир абстрактного, чтобы понять что-то конкретное, то, что привносит в нашу повседневность - праздничную уникальность.
куратор Наталья Георгадзе