В Нижнетагильском музее изобразительных искусств в рамках 1-й уральской индустриальной Биеннале работает выставка "Металлургия: пространство героя", кураторами которой стали Елена Ильина, Лариса Смирных и Михаил Подольский.
Известно, что в коллекциях российских музеев хранится значительное количество произведений изобразительного искусства производственной тематики, что определялось политикой государства в области изобразительного искусства 1930-1980-х гг. Не исключение и Нижнетагильский музей изобразительных искусств. Урал – край горнорудной и металлургической промышленности. Выставочный проект музея посвящен взгляду на производственный процесс вообще и человеку в нем, а основополагающее для моногорода Нижнего Тагила металлургическое производство стало поводом для высказывания. Проект «Металлургия: пространство героя» символичен для Нижнего Тагила: именно здесь видописцами В.Раевым, П.Веденецким и Худояровыми в 1830-1840-х гг. была заложена основа для развития в России жанра индустриального пейзажа.
Выставка развертывает семантическое пространство от советской утопии до современной реальности. На экспозиции с включением произведений традиционного изобразительного искусства из фондов музея, сегодняшней фотографии и ассоциативных (и ироничных) инсталляций, создается пространственная existentia для героя-металлурга. Ощущения собственного состояния (а не осознания) человека труда в производственной среде, независимо от него, всегда было дуалистично и противоречиво. В доперестроечный период в человеке жила вера в «светлое будущее», а желание «быть героем» среди других было искренним и вполне естественным. Сегодня однозначность оценки художественных образов искусства периода социалистического реализма исчерпала себя и их можно рассматривать в двух уровнях противоречивых понятий: человек-герой и человек-часть производственной машины («слепой герой»), металлургия-оплот индустрии страны и металлургия-основа идеологического мифа, прошлое - как гордость и настоящее, как исчерпавшая себя попытка жить достоянием прошлого.
Как разочаровавшийся стахановец, потерявший надежду, рабочий больше не строит коммунизм. С перестройкой, в связи со сменой эпох, не могущий изменить «пространство» своего существования, он стал ощущать себя по-другому, утратив понимание своего героическое предназначения. Конфликт стал открытым. Пытаясь выжить человек «застыл» внутри себя. Но есть надежда, что с изменением личностного сознания человека и с внедрением инновационных технологий на смену существующей ситуации придет «новое пространство» - востребованности и самореализации человека труда.
В выставке приняли участие коллеги из Фонда развития и поддержки искусства "Коллекция" Н. и Л. Грачиковы, А. Захаров, предоставившие ряд произведений, и выполнивших одну из инсталляций выставки.
Помимо всего этого выставка ставит (и, как кажется авторам решает) важный вопрос о современной интерпретации произведений XX века, хранящихся в коллекции. Ироничный взгляд, попытка найти иную сущность произведений адекватны поискам современного искусства. Но редко кто из классических музейщиков может позволить себе неожиданные решения.Так инсталляции из металла с картинами И. Симонова и А.Ласточкина, к которым тагильский художник А.Мартынов слеал копию из металлического сварного прута, восстановив рисунок, ставят вопрос о "телесной" плотности героев, их временности пребывания в пространстве как таковом. Инсталляция с картинами-дублями П.С. Бортнова разворачивает столь важную для индустриальной эпохи "Доску почета" - саму по себе являющуюся инсталляций в заводском пространстве. В центре зала дизайнер музея Михаил Подольский создал инсталляцию "Металлургическая гильотина" - находящаяся на линии от изображения завода и увеличенной фотографией с разрушенным металлургическим цехом, она стала не просто связующим звеном, но страшным символом уничтожения людей.
На выставке побывали участники I Уральской индустриальной биеннале.