Этот художник родился в городе Свободный. Оттуда же родом и его картины. Они свободны от рамок, свободны от предсказуемости и от конкуренции. Они – за пределами. Вместе с запредельным талантом их создателя – художника Владимира Чалого.
Предисловием к третьей персональной выставке Владимира Чалого, успешно завершающей работу в Курганском областном художественном музее, стала картина «Девушка с кувшинкой». После этой работы в 1985 году о художнике заговорили: «Еще десять таких портретов и ты – звезда». Но Чалому хотелось удивлять публику, а не штамповать стилизованные под эпоху Возрождения портреты. Накануне 50-летнего юбилея он добился своего: «Я столько всего натворил, что никто уже ничему не удивляется. Неизвестно, что мне в голову придет. Возьму и начну писать по технологии Да Винчи. Я еще дом не построил, деревья не посадил. Все еще впереди».
Художник подготовил к выставке десять новых полотен. Самое таинственное - «Последняя ночь»(2010), которое он принес за несколько часов до открытия экспозиции. Это традиция – писать картину накануне вернисажа. В этот раз Чалый изобразил себя, сжавшегося под дулом пистолета. Женская ручка с кружевной манжетой и красным маникюром направила на художника старинный револьвер. Мастер иронизирует: «Вот я про последнюю ночь и рисовал».
Владимир Чалый учился в Курганской детской художественной школе. Затем поступил в Свердловское художественное училище на педагогический факультет. Но во время практики передумал становиться преподавателем и продолжил обучение на оформительском отделении Краснотурьинского художественного училища. После учебы работал в Курганском художественном фонде – оформителем, затем занимался росписью, рельефами, витражами. После окончания училища в 1982 году Чалый стал лидером молодых художников. Поддерживал искусство, не скованное жесткими идеологическими и творческими рамками, задавал тон молодым мастерам.
Владимир называет себя графиком. Но это не мешает его работам быть полноцветными в смысловом плане. «Я никогда заранее не продумываю работу. Никогда бы не рисовал, если бы знал, что получится. Мне просто интересно. Картины – это и моя работа, и мое хобби».
Художник часто пишет портреты. На заказ – классические. Для своих – неподдающиеся никаким традициям. Художник замечает: «Зачем писать друзей, опираясь на внешнюю точность. Для этого есть фотографии». Чалый создает истории судеб. На выставке запоминается целая галерея взглядов: печальные глаза Мили, хитрый прищур художника Германа Травникова, блаженство и гармония «Девушки с кувшинкой» - чаловской «монолизы». Портрет «Иваныча» не оставляет равнодушным - герой картины, ушедший из жизни полковник милиции в отставке Владимир Иванович Бондаренко, был большим другом многих зауральских художников.
К своему творчеству Владимир Чалый относится с иронией. Ее отражение – на картине «Мастерская. Похищение Европы»(2010) - художник в мастерской пишет на маленьком холстике картину на мифологический сюжет. Натурщица - габаритная обнаженная модель, распластавшаяся на фанерном быке. Смешливый «Портрет художника Николая Кинева» - однокурсника Чалого, - образ художника и образ творческого веселья, плавно переплывающий в одну из соседних картин - «Гости пришли». И от этой бури эмоций даже кошка растерянно застыла на нарисованном пороге мастерской.
Курганский мастер твердит, что никаких скрытых смыслов в его творчестве нет. Револьверы, красные ногти и таинственные автопортреты – каприз его натуры. Пишет то, что захотелось. Одно из самых известных и глубоких полотен - «Репортаж»(1984 - 1994) художник писал десять лет. В основе сюжета – военный переворот в Чили. Картина актуальна для событий во всех горячих точках планеты. Курганский художник создал образ противостояния, в котором его волнует не политика, а страдающие из-за нее люди.
Творчество Чалого – крепкое, жесткое, мужское. Его «Давление» чувствуешь на себе. От одного взгляда на картину собственный позвоночник превращается в морскую гальку, сложенную внутри тебя в форме змеи. «Автопортрет» (1992), где есть только силуэт и рука с палитрой – обезличенный творец, красками создающий души людей. И каждый верит, что именно эта рука написала «Репортаж», «Давление», «Искушение», «Стену», «Войну»… И тут же художник, добродушный и веселый, в белом свитере с палитрой в руках, с «Автопортрета» 1988 года. Конечно, это же он написал «Осень», пышные формы которой символизируют идею плодородия и урожая, все эти столь разные портреты и Европу, спустившуюся в мастерскую Чалого с полотна Пауля Рубенса. Только такой ироничный мастер может изобразить женщину в виде ложечки и ложечку в виде женщины. Растерянно думаю: так где же? Где мастер? А он - рядом: смущенно принимает поздравления, цветы, выслушивает комплименты и комментарии. И сильно-сильно жмурится. Под дулом старинного женского револьвера.
Ольга ПОТАПОВА.