10 декабря в 15 часов в Выставочном корпусе музея «Новый Иерусалим» состоится открытие выставки произведений живописи и графики Александра Подколзина.
Для многих посетителей это будет первое знакомство с работами мастера. При жизни Подколзина его искусство, далекое от официальной советской тематики, оставалось в тени. Кажется, что и сам художник не стремился к славе, находя радость в самом творчестве.
Скупые строки автобиографии Александра Подколзина мало что дают для понимания его линии жизни: «В 1941 году поступил в Московский художественный институт им. В.И. Сурикова, в 1943 был призван в армию. Демобилизовался в 1946 и продолжил учебу в институте. На первых курсах учился у Н. Х. Максимова, сподвижника С. В. Герасимова, И. И. Чекмазова и у В.В. Фаворского. После переформирования института перешел в мастерскую П. И. Котова, окончив учебу 1951 году».
Больший свет на творческое становление художника проливают его рассказы о деревенских корнях родителей: именно отсюда из детства тянется его любовь к деревенским пейзажам, с детством же связаны его первые яркие впечатления от искусства, о личности большого художника. Александр Подколзин рос в коммунальной квартире в Кривоарбатском переулке, здесь же, по - соседству, «вырастал» на глазах будущего художника дом знаменитого архитектора Константина Мельникова, с сыном которого, также художником, Виктором Мельниковым, Подколзин, познакомившись в детстве, остался дружен на всю жизнь.
Ранние впечатления, Мельников строил свой дом с 1927 по 1929 год, не могли не повлиять на последующие ориентиры художника. Сам он позднее говорил: «Передо мной был пример, к которому можно было стремиться». Также не могло не оказать влияние на Подколзина близкое знакомство с творчеством Николая Крымова и Роберта Фалька. К Крымову он среди многих других художников «свершал паломничество» в Тарусу еще в 1946-1947 годах, а вначале 1950-х стал посещать мастерскую опального в ту пору классика Фалька. Проникновенное отношение к натуре Крымова, «живописный психологизм» Фалька, - были близки природе таланта самого художника.
Уже в ранний период наметилась основная тональность искусства Подколзина. Если большинство живописцев в своих произведениях конца 1950-х и начала 1960-х годов отдавали дань «суровому стилю», создавая тематические полотна, то Подколзин практически сразу определился как приверженец камерного «тихого» или, как называл сам художник, «душевного» искусства.
Работая на натуре, в рамках традиционных камерных жанров, пейзажа, портрета, натюрморта, художник большое внимание уделял выбору самого мотива. Отдельные мотивы проходили через все творчество Подколзина. Видно, что художник искал не новизны сюжета, а стремился пластическими средствами передать новизну своих переживаний, ощущений, достичь слитности с природой и при этом преодолеть натурность изображения. Через незатейливые, до боли знакомые мотивы мастер приходил к утверждению простых и «извечных» смыслов.
Любимыми мотивами художника стали деревенские и лесные пейзажи, чаще зимние, виды Московского Кремля, пейзажи с церквями Переславля и других древних городов. Между выбором мотива и стадией завершения работы проходили иногда годы и непосредственные впечатления от натуры переплавлялись в поэтические, полные гармонии образы.
Художник - склонный к самоанализу - Александр Александрович Подколзин на протяжении всего творческого пути обращался к автопортрету. Эволюция жанра шла по пути большей сдержанности, отказа от внешней «романтической» аффектации, к созданию почти аскетических образов. Таким образам соответствовала вся жизнь художника явно предпочитавшего бытовые блага постижению тайн Бытия.