Выставка горячих эмалей Татьяны Киселевой
В ОБРАЗНЫХ КОМНАТАХ ШЕРЕМЕТЕВСКОГО ДВОРЦА
Образы святых, представленные московской художницей Татьяной Киселевой в Шереметевском дворце, именно персоны, по старому – «парсуны». Они выполнены в уникальной технике горячей эмали, известной со времен Древнего Египта, достигшей расцвета в Византии, а следом в средневековой Европе и на Руси.
Персона у Киселевой – это авторская трактовка образа святого человека, его жития. К большому творческому этапу художника привела поездка в Египет и знакомство с библейскими раннехристианскими святынями. После этой поездки родились образы Моисея и его брата Аарона, святых Сергия и Вакха, святой Екатерины, св. Моисея Мурина, св. Меркурия.
Татьяна много лет работает в книжной иллюстрации. В своих эмалях, как и в книге, она также всегда ведет сюжет, заинтересовывает зрителя, заставляет узнать – кто же этот чернокожий Моисей Мурин с нимбом, почему он записан в русских святцах? Тема святых персон у Татьяны, проходит и по двум написанным ею книгам для детей – «Чудесная дружба» о дружбе святых и животных и «Цветы для святой Дарии» об истринских новомучениках.
Понятие «персона» у Киселевой имеет своеобразный оттенок, роднящий её эмали с народной картинкой. Её пророк Илия восседает на огненной колеснице, похожей на крестьянскую телегу, заботливый Ной загоняет зверей на корабль, как стадо во двор.
Поводом для творческой интерпретации художника становятся бумажные наивные иконы, частично утраченные фрагменты фресок, маленькие клейма редких икон.
Еще одно направление в творчестве Киселевой – народная культура, календарные праздники – «Юрьев день», «Праздник Крещения», «Праздник Флора и Лавра», «Яблочный Спас».
ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА КИСЕЛЕВА родилась в Ульяновской области, живет в Москве. Закончила Художественное училище памяти 1905 года и Московский Полиграфический институт. Член Московского Союза художников и Союза журналистов. В 80-е годы создала серию офортов «Крестьянские праздники», а в 90-е годы -¬ графическую серию «Календарь крестьянских детей». Более 20 лет работает как художник-иллюстратор книг для детей. Несколько книг вышли в свет в Англии, Германии, Корее. Написала и оформила две детские книги для издательства «Отчий дом»: «Чудесная дружба»(1998) и «Цветы для святой Дарии» (2004). С 1996 года работает в технике горячей эмали. Участвовала в международных симпозиумах и выставках горячей эмали в России, Австрии, Венгрии, Германии, Голландии. Работы находятся в Ярославском художественном музее, в музеях эмали Химмерода и Близкастля (Германия) и Равенштайна (Голландия). Лауреат третьей премии биеннале горячей эмали в Санкт-Петербурге (2010)
О ТЕХНИКЕ ГОРЯЧЕЙ ЭМАЛИ
Искусство горячей эмали насчитывает несколько тысяч лет. Эта техника использовалась в ювелирном искусстве древнего Египта. С VI в. до н. э. древние греки наплавляли эмаль на золотые украшения. Значительный вклад в технологию внесли Персия, Индия и Китай. Эталонными образцами, оказавшими решающее влияние на ювелирное искусство средневековой Европы, считаются перегородчатые византийские эмали по золоту, созданные до XII в. На Руси мастера использовали технику горячей эмали для изготовления оружия, элементов одежды церковных служителей, столовой утвари. В 20 веке техника расширила возможности. Горячая эмаль стала использоваться как живописная станковая техника. Живопись ювелирными эмалями по металлу имеет ряд удивительных свойств, которых нет в живописи на холсте. Медь сияет из-под толщи прозрачной эмали, огонь, вмешиваясь в процесс, зачастую сплавляет разные эмали в причудливые фактуры.
Со временем произведения в этой технике не выгорают, не тускнеют, не боятся влажности, агрессивной среды. Эмали Древнего мира по сей день радуют глаз яркостью красок благодаря своим физическим свойствам.