Третьяковская галерея в партнерстве с Фондом содействия сохранению творческого наследия Александра Лабаса представляют выставку одного из самых значительных и ярких художников советской эпохи, романтика индустриального прогресса и технических новшеств – Александра Аркадьевича Лабаса (1900–1983). Работы А.Лабаса, экспериментатора и новатора в живописи, одного из учредителей Общества художников-станковистов (1925), в 1920–1930-х широко выставлялись в стране и за рубежом, но после обвинения в формализме в середине 1930-х произведения мастера были «отлучены» от выставок и на десятилетия преданы забвению. Лишь на излете «оттепели», с 1966 года, они вновь стали доступны публике.
Художественный язык А.Лабаса начал формироваться в годы обучения в Строгановском художественно-промышленном училище (1912–1917). Юноша перенимал мастерство у живописцев-новаторов: в 1917 посещал студию И.Машкова, в 1918 – Свободные художественные мастерские, где его учителями были П.Кончаловский, К.Истомин, В.Кандинский, К.Малевич, А.Лентулов. После службы в Красной Армии, в 1921–1922 годах А.Лабас продолжил обучение во Вхутемасе, в основном занимаясь в мастерской Д..Штеренберга; в 1925–1929 уже сам преподавал там живопись на графическом и текстильном факультетах. Усвоив уроки беспредметного искусства, конструктивизма, европейского экспрессионизма, А.Лабас создал острый и самобытный живописный язык со свободной, эскизной манерой письма, где цвет – главное выразительное средство.
А.Лабасу, как и многим его современникам, был присущ интерес к аналитическому осмыслению пластических свойств живописи (характерно, что во Вхутемасе он преподавал композицию и цвет, а также цветоведение в физической лаборатории вместе с учеными-физиками). Отсюда поиски новых художественных приемов: «вибрирующих» света и цвета, необычных композиционных решений, ракурсов, подсказанных современными кино и фотографией. Позднее высказывание художника стало традиционней и сдержанней, сохранив колористическую прозрачность. Тема технического прогресса отступила, сменившись интересом к пейзажу и портрету. Но в последние годы жизни А.Лабас периодически стал обращаться к своим ранним художественным экспериментам.
«Александр Лабас. На скорости ХХ века» – первая персональная выставка мастера в Третьяковской галерее. Она приурочена к прошедшему в 2010 году 110-летию со дня его рождения. Для показа выбрана самая яркая и характерная для А.Лабаса тема, ставшая его «визитной карточкой», – тема скорости, полета, движения в пространстве. Работа над передачей этих образов продолжалась в течение всей жизни художника, но наиболее выразительные, ставшие знаковыми произведения данной тематики относятся к авангардным экспериментам А.Лабаса 1920-х – 1930-х годов. Именно этот, лучший и наиболее плодотворный период творчества художника стал центральным на выставке.
В экспозицию включено около 150 произведений живописи и графики из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Театрального музея им. А.А.Бахрушина и из коллекции наследницы художника О.Бескиной-Лабас. Разделы экспозиции выстроены тематически. Большинство из них связаны с главной темой выставки – движение: в полете («В кабине аэроплана», 1928, ГТГ; «Дирижабль и детдом», 1930, ГРМ; «Дирижабль над городом», 1932, ГМИИ), в водной стихии (серия «Крым», 1929–1939; «Катер с новыми пассажирами», 1936, ГРМ), в метро («Строительство метро», 1933, ГРМ; «Метрострой», 1933, ГТГ), в автомобиле («Скорая помощь», 1959, «Водитель машины», 1962, обе – собрание О.Бескиной-Лабас); в поезде («Первый паровоз на Турксибе», 1931, ГТГ; «Поезд идет», 1929, ГРМ; «Едут», 1928, Собрание О.Бескиной-Лабас). Один из виднейших русских «постфутуристов», А.Лабас вместе с соратниками по группе ОСТ создал «романтический эпос» о социалистической утопии. В изображении дирижаблей, самолетов, паровозов, автомобилей художника интересуют не их технические особенности, а чувство радости и удивления от новых, незнакомых ранее человеку впечатлений от «чуда» полета, преодоления пространства с большой скоростью. Акварельно-прозрачная рафинированная живопись А.Лабаса очень точно передает ощущение высоты, динамики, движения воздуха.
Раздел «Романтика Революции» демонстрирует экспрессивные «Октябрь в Петрограде» (1930, эскиз к картине, ГТГ), серию «Октябрь», возникшую во 2-й половине 1920-х – начале 1930-х годов, и, которую, как и многие другие серии и циклы, художник развивал вплоть до 1970-х. В разделе «Путешествия» ритм и движение современных городов запечатлены А.Лабасом в многочисленных графических сериях («Сочи», 1924; «Северный Кавказ», 1928; «Ташкент», 1942–1945). Внутренним напряжением и тревогой наполнены графические листы, входящие в раздел «Москва и Подмосковье в дни войны». Образы в картинах «Города Будущего» предвосхищают прогресс человечества.
А.Лабас много работал не только как живописец и график, но и как театральный художник, монументалист, скульптор. С 1930-х он выполнял заказы по монументально-декоративному оформлению государственных выставок. Одна из наиболее выразительных работ, признанная современниками символом нового искусства, – 4-х метровая скульптура «Электрическая Венера», изготовленная из дерева, стекла и металла для павильона электрификации и механизации Сельскохозяйственной выставки в Белоруссии (Минск, 1930), была утрачена. Однако специально к выставке ее удалось реконструировать по нескольким сохранившимся фотографиям и наброскам 1927–1930-х годов («ВХУТЕМАС–XXI век», руководитель В.Г.Ежаков).
Впервые широко представлены театральные эскизы А.Лабаса, в том числе связанные с темой воздухоплавания (спектакль «Армия мира» Ю.Никулина, театр им.М.Н.Ермоловой, 1932–1933). В разделе «Мастерская» можно увидеть личные вещи художника, его палитры, документы, фотографии, рабочие тетради с зарисовками со времен ученичества в СХПУ (1916) до 1980 года.
Электронный киоск позволяет ознакомиться с неизвестными широкому зрителю малоформатными сериями разных периодов творчества А.Лабаса, в том числе с сериями «Жители отдаленных планет», «Архитектурные фантазии», «Шаржи», «Портреты», с иллюстрациями к неизданным книгам и работами последних лет жизни художника.
Сюрпризом для зрителей станет «живая картина» – инсталляция, сооруженная вокруг полотна «В метро». Из серии «Москва» (1972, ГТГ). Расширяют экспозицию и воссоздают атмосферу всеобщего увлечения техническим прогрессом в первые послереволюционные десятилетия фильм-хроника о новинках транспорта и авиации в СССР 1920–1930-х годов и экспонаты, полученные из Политехнического музея Москвы, – модели городского и воздушного транспорта.
В рамках выставки планируется лекция об авиации и дирижаблестроении.
Издан иллюстрированный каталог.
Пресс-показ – 14 марта в 14.00
Регистрация представителей СМИ с 13.30
Вернисаж – 14 марта в 16.00
Выставка открыта с 15 марта по 18 мая 2011
Крымский Вал, 10, залы № 80–82