«Художник Иван Кириллович Пархоменко. Возвращение»
Выставка к Международному дню музеев
Вернисаж 17 мая в 16.00
100 лет назад в Нижнем Новгороде состоялась персональная выставка И.К.Пархоменко, которая явилась результатом почти 3-х летней работы художника. Это был грандиозный проект, идея которого заключалась в создании портретной галереи русских писателей. Творческий замысел И.К.Пархоменко был поддержан писателями России. По поручению Литературного фонда историк литературы С.А.Венгеров, филолог Ф.Д.Батюшков и писатель В.Г.Короленко составили для художника список рекомендуемых для изображения литераторов (90 персон).
Концепция «галереи» состояла в том, чтобы «сделать все портреты при одном и том же освещении и, по возможности, в одной и той же позе, или лучше сказать – без позы… Нужно пожертвовать эгоизмом и писателя, и живописца… Нужно зарисовать писателя каким он бывает, а не каким ему случится быть или каким он хочет казаться».
С 1908 по 1911 годы в мастерской И.К.Пархоменко в Петербурге на Большой Зеленина, № 26 б) побывали: И.А.Бунин, А.И.Куприн, А.А.Блок, А.Ф.Кони А.Л.Волынский, Вяч.И.Иванов, С.Д.Дрожжин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк, В.В.Вересаев, А.М.Ремизов, К.М.Фофанов, В.В.Розанов, Л.С.Шестов, К.И.Чуковский и другие. Для работы над портретом Л.Н.Толстого (местонахождение не установлено) художник выезжал на три дня в Ясную Поляну, а затем месяц провел в столице, где писал портреты москвичей.
В.В.Розанов, позировавший Пархоменко, так описал свои впечатления от мастерской: «чем далее я глядел на них (портреты), тем более они мне нравились, и не отдельно, а массою… Мне показалось чем-то невозможным разрознивать галерею. Каждый отдельный портрет мало говорил бы собою, но собранные вместе, они являли зрелище и любопытное, и будящее много мыслей».
В собрании музея хранятся 70 портретов этой удивительной «галереи». Ныне они отреставрированы специалистами ООО «Музейный раритет» и Факультета реставрации живописи Академии живописи, ваяния и зодчества И.С.Глазунова.
Этой выставкой мы хотим вернуть в культурный оборот имя художника сложной и интересной судьбы и попытаться исполнить его желание. «Я думаю не о теперешних зрителях,… а что моя галерея будет, в высшей степени, нужна и интересна для следующих поколений».