9 июля в с. Михайловском открывается выставка работ заслуженного художника России, известного графика и живописца, иллюстратора книг, педагога, организатора конкурсов и выставок детского рисунка, автора благотворительной детской программы «Краски добра» Юрия Константиновича Люкшина. Это третья выставка, проходящая в Пушкинском Заповеднике. Первая персональная выставка мастера «Мир книжной иллюстрации» состоялась здесь в 2006 году. В 2008-м, в преддверии двухсотлетнего юбилея Н.В. Гоголя, стараниями пламенного защитника и пропагандиста отечественного культурного наследия Саввы Ямщикова осуществился в музее совместный выставочный проект петербургского художника Юрия Люкшина и екатеринбургского скульптора Николая Предеина. Проект 2011 года, озаглавленный строчкой из трагедии Пушкина «Борис Годунов», представляет зрителю серию иллюстраций Юрия Люкшина к пушкинскому произведению, а также работы юных участников его мастер-классов на тему «Пушкин и Православие». Дополнением к изобразительному ряду служат иллюстрированные книжные издания «Бориса Годунова» из собрания художника и библиотеки Пушкинского Заповедника. Выставка продлится до 24 августа.
--------------------------------------------------------------------------------
А. С. Пушкин и Православие
Тема эта, к сожалению, мало изучена. Традиционно большинство пушкинистов, в том числе В. В. Вересаев, считали Пушкина нерелигиозным и неверующим. Совершенно иной взгляд на поэта отстаивают два иерарха Русской Церкви - митрополит Антоний (Храповицкий) в работах «Слово пред панихидой о Пушкине, сказанное в Казанском университете 26 мая 1899 г.», «Пушкин как нравственная личность и православный христианин» (1929 г.), и митрополит Анастасий (Грибановский) в произведении «Пушкин в его отношении к религии и православной церкви» (1937 г.). К сожалению, размышления двух выдающихся богословов мало известны в современной России, хотя они являются подлинными бриллиантами обширной литературы о поэте. Написанные великолепным русским языком, не филологами, а мудрыми архипастырями, исследования дают блестящий анализ творчества поэта. Как же счастлив я был, прочитав их. Никогда еще не открывался мне наш национальный гений такой теплой, такой радостной, такой родной частицей. А ведь я всю жизнь читаю Пушкина, и читаю о Пушкине... Удивительно проникновенный рассказ митрополита Анастасия о «Борисе Годунове», заставил меня перечитать трагедию и обратиться к ее художественному осмыслению.
Своими иллюстрациями к «Борису Годунову», живописными диалогами со столь дорогим для меня автором я пытаюсь поговорить со зрителями о вопросах Православия, совести, любви, раскаяния, прикоснуться к истории государства Российского, сохранившего еще дореформенную, глубокую веру. Ведь, по словам Николая Карамзина: «Кто из нас не любит тех времен, когда Русские были Русскими; когда они в собственное свое платье наряжались, ходили своею походкою, жили по своему обычаю, говорили своим языком и по своему сердцу, то есть говорили так, как думали? По крайней мере, я люблю сии времена...»
Вообще, чем дольше я работаю над «Борисом Годуновым», тем более чувствую зависимость от этого гениального и столь мало еще понятого нами произведения, На меня давят пудовые вериги Юродивого, я иду по морозной московской площади вслед за царем Борисом в Покровский собор, молюсь, каюсь, ищу ответа на главные вопросы бытия... Все пушкинские герои - живые, полнокровные, за ними миры... Несколько раз мне посчастливилось жить в Михайловском, имении поэта, где и родился этот шедевр. Я смотрел на Сороть, гулял по аллеям, дышал воздухом русского гения. Рано утром шел на Савкину горку и смотрел в бескрайнюю даль. Коненков сказал, что с нее видна вся Россия. И особенно чувствовал сопричастность народной судьбе. И пусть простят мне излишний пафос, но вслед за пушкинским героем - Борисом Годуновым, я мог бы сказать своему зрителю: «Обнажена моя душа пред вами!» Это искреннее чувство я старался сохранять и в работе с юными художниками на мастер-классах. Пытаясь осмыслить столь сложную тему, юные творцы создали удивительно чистые образы «Шестикрылого Серафима», «Митрополита Московского Филарета», «Святого царевича Димитрия». И дивную фантазию «Пасхальная радость» - Святая Троица является Пушкину в день Светлого Христова Воскресения. А закончить я хотел бы словами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Помните, что к Русской Церкви принадлежат и Пушкин, и Достоевский, и Суворов, и ученые мужи, и благочестивые люди, и все русские святые...». Я думаю, что поэт был бы счастлив услышать эти слова...
Юрий Люкшин,
заслуженный художник России