31 августа в Краснодарском художественном музее начинает работать выставка «Вместе со временем. Живопись. Графика. Скульптура. 1930-2000-е годы», посвященная Дню образования Краснодарского края. На ней представлены произведения ведущих кубанских художников из фондов музея.
Полемика вокруг отечественного искусства советского и постсоветского периода высвечивает многие проблемы, одна из них – создание гражданского общества. Важнейшей составляющей этого процесса является регенерация этических и эстетических основ культуры, утрачиваемых в последние десятилетия. Выставка затрагивает вопросы, не имеющие однозначных ответов: искусство и государственность, влияние искусства на формирование духовности и гражданственности.
У истоков профессионального искусства Краснодарского края стояли представленные на выставке художники - члены правления первого состава Краевого отделения Союза художников РСФСР - Н.Д. Шариков, В.С. Козлов, И.В. Коваленко. В 1930-1940-х гг. они создавали образы «нового человека» советской эпохи. В их работах присутствует искренняя вера в светлое будущее страны, желание помочь человеку.
Для творчества художников, вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, становится важным включение личности в общественную жизнь государства-победителя. Г.А. Булгаков, П.Н. Ружейников, Н.Н. Миронов, Г.В. Копецкий в тематических картинах конца 1940 и 1950-х гг. создавали первые на Кубани почти документальные полотна об освобождении Краснодара от фашистских захватчиков, рассказывали о послевоенном восстановлении края, о мирной жизни, пытаясь моделировать идеальные социальные отношения, передавая атмосферу царившего в обществе духовного подъема.
Представленные на выставке художники 1960-1970-х гг. В.К. Нечитайло, Н.А. Маричева, Б.С. Сирома, П.С. Калягин, А.А. Калугин, В.И. Сидоров, часто выполняя соцзаказ государства, смело вторгались в жизнь, изображая трудовые подвиги, колхозные будни, вновь и вновь обращаясь к военному прошлому края.
Поиски путей духовного совершенствования, размышления о народных традициях и историческом прошлом в центре внимания кубанских художников 1980-2000-х гг., работающих в новых условиях открытости мира, усложняющейся эстетической и философской концепции творчества. Тема соборности, внутренней духовной связи между людьми важна для А.А. Паршкова в его притчево-экспрессивной живописи. Свою этическую «модель» мира создает его ученик И.В. Пугач, обращаясь к первоначальной природе бытия, к традиционным ценностям семьи. Разные грани восприятия христианства в живописи представлены в работах О.В. Сидорова и А.Г. Бойчука.
Тематически и стилистически интересен и графический раздел выставки. Метафорический мир образов и изобразительного языка представлен в графических листах художников краснодарского андеграунда советского и постсоветского времени: Е.С. Цея, В.Ю. Толмачева, В.Н. Григоращенко. Традиции краснодарской графической школы развивает Н.А. Устрицкая, главной темой ее творчества является Краснодар.
Извечные вопросы о человеке и обществе, о гуманистических ценностях, о смыслах и месте искусства в современном мире во все времена были в центре внимания художников. Крупные мастера изобразительного искусства края в ситуации деидеологизации государства осознают свою ответственность за культурную идентификацию народа за духовную составляющую нации.