ЭДУАРД ГОРОХОВСКИЙ. СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ №1
Офорты, рисунки, акварели. 17.10-11.11.2011.
«Семейный альбом» - под этим названием художник создал несколько больших серий графических листов. Самый первый из них - «Семейный альбом №1», состоящий из 13 листов, выполненных в технике офорта в 1973-1978 гг. Работы из этого альбома не раз воспроизводились в различных изданиях и каталогах, участвовали в выставочных проектах. Однако целиком этот альбом демонстрируется впервые. Большая часть оттисков с авторских досок выполнена уже после смерти автора в 2004 г. его вдовой – Ниной Фейгиной-Гороховской. Одновременно с офортами демонстрируется также авторская графика – акварели, рисунки (тушь, карандаш), коллажи, ранее не выставлявшиеся.
На рубеже 60-х – 70-х годов прошлого века, когда в мировом искусстве происходило переосмысление языков визуализации – картина, как таковая в классическом смысле, обесценивалась, а фотография из средства документации превращалась в самостоятельный вид искусства, Эдуард Гороховский почувствовал, что искусство больше не соотносится только с эмоциональной областью, где доминируют колорит, цвет, композиция и прочие чисто художественные атрибуты. Лаконизм, простота, ясность появились как производное онтологического переосмысления времени и послужили основой того, что художник, увлекшись фотографией, быстро преобразовал это увлечение в собственный индивидуальный метод визуализации, проявляющийся в манипулировании фотографией. В работе с фотоматериалами художник использовал техники живописи, шелкографии, а также офорта, создавая картины-оттиски.
Подобно нашей памяти, наслаивающей воспоминания одно на другое, Э. Гороховский, сталкивая фотоизображение с неожиданными элементами, переносит иллюзорное фотографическое пространство в графическую плоскость: "Картина у меня всегда состоит из двух элементов, один из которых это воспроизведенная тем или иным способом фотография, второй нечто вторгающееся в фотографическое пространство. Второй момент может быть чем угодно: геометрической фигурой, силуэтом, текстом или другой фотографией. Этот элемент, попадая в картину, вторгаясь в глубинное пространство фотографии, возвращает картине плоскость. Он как бы обесценивает фотографическое пространство, превращая его в плоскую фотографическую наклейку". Таким образом фотографический снимок утрачивает свойства документа – конкретно времени и места создания и превращается в символ Времени, как угодно растягиваемого без хронологии, в Пространстве без границ, куда по волнам своей памяти устремляемся мы, зрители.
Выражаем благодарность Нине Фейгиной-Гороховской за неустанную заботу о наследии замечательного художника Эдуарда Гороховского.
Ирина Филатова