Новая экспозиция продолжает цикл выставочных проектов «Открывая имена прошедшего века» и знакомит с творчеством известного санкт-петербургского (ленинградского) художника, архитектора, фотографа и литературоведа Леонида Александровича Зыкова (1940–2001). На выставке можно будет увидеть более 40 живописных и графических произведений художника, а также книги, оформленные им, фотографии и другие материалы из архива Л.А.Зыкова. Все экспонируемые работы относятся ко второй половине XX – началу XXI века.
Леонид Зыков проявил интерес к искусству еще в школьные годы: он занимался во Дворце пионеров в Павловске у известной художницы Евгении Магирил, ученицы К.Малевича, М.Шагала и М.Матюшина. Она научила бережному и чуткому отношению к изображаемому, которое прослеживалось позднее в творчестве Л.Зыкова. Впоследствии он окончил художественно-графическое педагогическое училище и архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Много лет проработал как художник-оформитель, занимаясь созданием графического плаката. С конца 70-х годов начинает активно сотрудничать с различными издательствами, где им были оформлены книги поэтов В.Хлебникова, А.Яшина, искусствоведов А.Степанова «Дюрер» и С.Даниэля «Искусство видеть», актера П.Кадочникова «Пятьдесят лет в строю». Для издательства «Детская литература» Л.Зыков составил и оформил книгу рисунков и стихов петербургских детей «Мой дом – моя Родина». Особое место занимало сотрудничество с издательством «Аврора», где в числе других изданий им были разработаны и составлены макеты масштабных альбомов «Эрмитаж» и «Ленинград», которые завоевывали высокие награды на международных книжных выставках за дизайн.
Большое место в жизни Л.Зыкова занимали живопись и графика. Знаток отечественного и мирового искусства, Л.Зыков в своем творчестве практически всегда оставался в рамках предметного искусства. Влюбленность в окружающий мир вещей и предметов, умение увидеть в простом деревенском пейзаже или городском дворике красоту и поэзию, восторженное и деликатное отношение к миру не допускало формотворческого вторжения. Поэтому так чисты и прозрачны его пейзажи, тонки и изящны рисунки. Мягкая цветовая гамма, отсутствие резких контрастов, объединенных общим поэтическим пространством, способствуют ощущению покоя и гармонии, свойственным произведениям художника.
Работы Л.Зыкова экспонировались на выставках в Петербурге – в Союзе художников, в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) «Манеж», Литературном музее ИРЛИ РАН Пушкинский Дом. Состоялись его персональные выставки в залах Государственного музея городской скульптуры, Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Библиотеки В.Г.Белинского, а так же неоднократно в Государственном музее-заповеднике г. Павловска.
Значительное место в деятельности Л.Зыкова заняла работа над семейным архивом искусствоведа и художественного критика Н.Н.Пунина. Он систематизировал и подготовил к публикации переписку Н.Н.Пунина с художниками первой половины XX века: К.Малевичем, В.Татлиным, Н.Гончаровой, М.Ларионовым, Л.Бруни, П.Митуричем, А.Корсаковой, а так же семейную переписку. В нее вошли письма А.Аренс, А.Ахматовой, М.Голубевой и др. В связи с подготовкой архивных материалов для издания Л.Зыковым были сделаны отпечатки со стеклянных негативов, выполненных Н.Н.Пуниным в 20-е годы, зафиксировавшими фотопортреты А.А.Ахматовой. В 1998 г. эти отпечатки были представлены как самостоятельная выставка на фотобиеннале Московского дома фотографии. Благодаря огромной работе Л.Зыкова в 2000 г. состоялось издание книги «Н.Пунин. «Мир светел любовью: Дневники. Письма», где художник выступил в качестве составителя текста и одновременно оформителя книги. Эта книга, над которой он работал последние годы, стала завершающим этапом жизни и творчества талантливого человека и художника, каким был Леонид Александрович Зыков.
Выставка приурочена к десятилетию со дня смерти художника.