С 3 февраля 2012 года по 4 марта 2012 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А.Коваленко работает выставка «Воспоминания об Италии: пересечение культур» из фондов музея.
По решению международной организации ЮНЕСКО уходящий 2011 год был объявлен годом Италии в России и годом России в Италии. Это событие Краснодарский краевой художественный музей отмечает выставкой из собственных фондов, названной «Воспоминания об Италии: пересечение культур». Произведения итальянских и русских художников, вошедшие в экспозицию, объединены в несколько тематических блоков.
Блок первый. Итальянская коллекция Федора Акимовича Коваленко. В этот блок вошли копии с картин Рафаэля («Автопортрет», «Мадонна в кресле»), сделанные для собирателя копиистом из Флоренции Джузеппе Паррини. Были в его коллекции и подлинники, которые он приобрел в Петербургском магазине А.И.Тренти. Выполненные достаточно мастеровито, они изображали либо итальянские виды (пристани или тихие улочки), либо незатейливые жанровые сценки.
Второй блок составили подлинные произведения живописи и графики, которые поступили в музей уже после революции. В 1920-1930-е годы советское правительство проводило политику перераспределения фондов центральных музее, направляя часть из них в периферийные города. С Краснодарским художественным музеем своими сокровищами поделились: Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей (Санкт-Петербург) и Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Москва). Это были такие произведения мастеров итальянского Возрождения XV века как «Пьета» флорентийского живописца Доменико Пулиго (1492-1527), «Поклонение волхвов» Франческо ди Симоне да Сантакроче (1445-1508), работавшего преимущественно в Венеции, и прекрасный «Женский портрет» Франческо Морандини (1544-1597). Значительную часть коллекции составляют рисунки, офорты и гравюры итальянских мастеров, которые особенно любили собирать знатоки и любители этого вида искусства. Например, два итальянских пейзажа (тушь, перо) выполненные Аннибале Карраччи, происходят из личной коллекции русского императора Павла I.
В третий блок вошли произведения итальянских художников первой половины XIX века, работавших в России и русских художников того же времени, долгое время живших в Италии. Примером такого пересечения двух культур является «Портрет графини А.М.Строгановой», написанный модным в то время живописцем Пьетро Ротари, и «Итальянские пейзажи» русских художников Ф.М. Матвеева и С.Ф.Щедрина. Для которых Италия стала второй родиной.
Во второй половине XIX века путешествие по Италии стало традицией для каждого образованного человека. Старшая дочь императора Николая I великая княгиня Мария Николаевна, исполнявшая должность президента Академии художеств путешествовала по Италии в сопровождении русского художника И.К. Макарова. Предполагают, что именно она изображена на его жанровой картине «Итальянка». Специально для выставки было отреставрировано несколько итальянских этюдов академика М.П.Боткина.
Четвертый блок составляют копии, выполненные со знаменитых полотен по заданию Академии художеств ее лучшими учениками.