Министерство культуры нижегородской области, Музей "московский дом фотографии", Мультимедийный комплекс актуальных искусств (москва), Русский музей фотографии представляют фотовыставку "Героический Севастополь"
автор: Владислав Микоша
Русский музей фотографии совместно с музеем «Московский дом фотографии» и Мультимедийным комплексом актуальных искусств (Москва) продолжает серию выставок, посвященных жизни и творчеству легендарного советского кинооператора и фоторепортера Владислава Микоши (1909 – 2004). В экспозиции представлено более ста уникальных фотографий из собрания Джемы Фирсовой-Микоша, фондов Национального музея Героической обороны и освобождения Севастополя, Российского государственного архива кинофотодокументов.
«В военной судьбе Владислава Микоши – легендарного фронтового кинооператора, корреспондента газеты «Правды» и фотокорреспондента ведущих газет страны - Севастополь стал главным и не сравнимым ни с чем – от первых июньских дней войны до последних дней обороны, а затем и освобождения.
Ни одна документальная книга о Севастополе – ни историческая, ни мемуарная, ни юбилейная, ни один фотоальбом – в большинстве своем «безымянные» в отношении помещенных в них фотографий – не обошлось без фотографий Микоши.
Пять лет работы фотокорреспондентом к началу войны обогатили его и как кинооператора. Пожалуй, если бы не было пяти лет, отданных фотографии, могли и не появляться в севастопольских съемках Микоши его удивительные кадры – образы, доведенные до символов: малыш, шагающий рядом со строем моряков; свастика на дне у мыса Херсонес и на ней – запрокинутая голова убитого фашиста; стремительная атака морской пехоты и вмиг запрокинувшийся, оседающий на землю солдат; Людмила Павлюченко в засаде на цветущей яблоне; залпы «катюш» - через цветущие яблони…
Никогда не расставаясь в Севастополе с кинокамерой, он никогда не расставался и с «Лейкой», умудряясь продублировать все лучшие кинокадры фотографиями. Даже тогда, когда казалось, что это просто невозможно – потому что событие не только смертельно опасно, но и стремительно, неостановимо, невосстановимо – бой, десант, атака морской пехоты.
Хрупкая пленка оказалась надежным носителем остановленных мгновений, бесстрастным свидетелем запечатленного времени. Это было делом его жизни, которое он бесконечно любил. И сегодня трудно сказать, что ценнее в наследии Владислава Микоши – кинокадры, переходящие из фильма в фильм и все чаще на экране, пройдя через неумелые руки, холодное сердце и необремененный знаниями ум, теряющие и идентичность событиям, и историческую ценность, и саму достоверность – как ни горько об этом говорить, - или фотографии - пусть безымянные, но точные и неизменные в значении того, что на них запечатлено, но подверженные разночтениям и не поддающиеся фальсификации».
Джемма Фирсова