1 марта в Мраморном дворце Русского музея открывается персональная выставка Соломона Россина – одного из представителей неофициального искусства 1960-1980-х годов. На экспозиции будет представлено около 50 произведений живописи и графики, созданных мастером в разные годы творчества. Выставка названа автором «Отчий дом» и состоит из своеобразных тематических циклов: «Урок рисования», «Огонек», «Чистое сердце», «Милосердие» и «Реквием». Это первый показ произведений художника в России за последние 14 лет.
Имя Россина – одно из важнейших в истории ленинградского нонконформизма. Альберт Соломонович Розин родился 26 апреля 1937 года в Гомеле. В 1941 семья эвакуировалась на Урал. С 1955 по 1958 год учился в Ленинграде в высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной, завершил образование в московском высшем художественно-промышленном училище им. С.Г.Строганова (1958-1963). Получив диплом, художник принял важное решение не делать карьеру в официальной советской культуре и уехал на три года в село Верхняя Тойма в Архангельской области, где работал школьным учителем. Здесь, по признанию автора, он обдумал все свои будущие темы, художественные идеи и, ощущая в себе потребность стать художником России, взял псевдоним Соломон Россин. В дальнейшем он также предпочитал жить в периферийных местах. В 1965-м поселился в Гатчине и работал художником-оформителем в Институте ядерной физики, где написал циклы картин, посвященные судьбоносным историческим событиям: «Бородино», «Казнь Пугачева», «Расстрел митрополита Вениамина». Одновременно он работал над портретами первых лиц ленинградской неофициальной культуры – Татьяны Горичевой и Виктора Кривулина. Россин совершил много поездок по стране: Бурят-Монголия, Урал, Средняя Азия, Поволжье, Украина, Северная и Центральная Россия, где рисовал пейзажи сел, городков и простых обитателей этих мест. В 1990-м художник уехал жить в город Ланьон во французскую Бретань, но сохранил свою петербургскую мастерскую и регулярно возвращался в Россию. В настоящее время Соломон Россин живет и работает во Франции и Санкт-Петербурге.
Соломон Россин посвятил свое творчество истории нашей страны, исследованию русского народа и его души. И в своем понимании происходящих в России событий всегда оставался бескомпромиссным радикалом. Мир Россина — это мир искажений, диссонансов и разрушения. По воспоминаниям самого художника, неизгладимый отпечаток на его творчество наложили ужасы Второй мировой войны. На произведениях Россина лежат тени идеологической и военной агрессии, человеческой жестокости и этнического гнета. Средствами гротеска, сатиры и экспрессии он повествует зрителю о «маленьком человеке», придавленном тяжестью социальной иерархии, и, соответственно, разбитом и обезличенном, каждый день которого начинается как снова вскрывшаяся рана. В тоже время его «маленький человек» способен превратиться в героя, величественного и трагичного. Картины Россина несут в себе тяжесть, весомость судьбы, человечность и достоинство простых людей. Художник всегда пишет с натуры по сотням набросков с неизвестных мужиков и баб, ребятишек, коров и собак, старух и стариков, обитателей специнтернатов, интеллектуалов Ленинграда, и даже мух и жучков. В искусстве Россина нет ничего неодушевленного и безразличного, чтобы человек мог услышать многоголосье окружающего мира.
Сквозная тема творчества Россина – незащищенность, хрупкость человека и мира вокруг него, или незащищенность самого художника, остро переживающего и за человека, и за мир. Сцены и эпизоды картин Россина вырваны из обыденного движения времени, бытового контекста, но странным образом связаны с жестокой реальностью, оставшейся за рамками живописи, как намеки на еще более темные и зловещие пласты опыта, которые можно интуитивно ощутить, но о которых нельзя полностью рассказать. Это напряжение и составляет движущую силу творчества Россина. Техника письма также вызывает ощущение перенапряжения и разлома: поверхность холста будто атакуется художником, живопись - дисгармонична, тревожна и скорбна, палитра – диссонансна. И даже практически никто из героев художника не стоит в картине вертикально, пространство сильно искажено, что подчеркивает их беззащитность перед временем и смертью.
Радость — сложно переживается в искусстве Россина. Чаще всего она предстает как «нечаянная радость»: огонек счастья там, где все погружено в печаль, где непонятно, на чем держится жизнь. Самуй этой нечаянной радостью собственно и становится его живопись.
Первая персональная выставка Соломона Россина – всего на четыре дня – состоялась в далеких 1960-х в общежитии ленинградского университета на Мытнинской набережной. Художник отказался от участия в Бульдозерной и «газо-невских» выставках, но позже, в 1980-е, регулярно показывал свои работы на выставках Товарищества экспериментального искусства. Успешной была его персональная выставка в 1988-м в ДК им. Свердлова. С 1990 года автор показал около 30 персональных выставок во Франции, в Швейцарии, других странах Европы. В 2005-м он был награжден Первой премией Осеннего салона в Париже. Картины Соломона Россина находятся в частных собраниях Европы, США и Канады, входят в коллекцию живописи Русского музея. В 1989-м году режиссер Я.Назаров снял документальный фильм о творческой мастерской художника под названием «Один на один со временем» (студия «Леннаучфильм»).