«Талант – единственная новость,
которая всегда нова»
Б. Пастернак
40 лет назад вышел в свет альбом прекрасных фотографий псковского архитектора-реставратора Б.С. Скобельцына с красивым названием «Земля Псковская». Он сразу же стал редкостью и до сих пор не превзойден по красоте снимков и глубине трактовки псковского архитектурного пейзажа. Не удивительно – снимки эти делал человек, влюбленный в эту землю, в историю и культуру этой земли, в свою работу и наделенный талантом художника и одновременно талантом исследователя и популяризатора. Талант, яркая личность и большая любовь к своему делу – залог того, что, сколько бы ни прошло лет со дня кончины Б.С. Скобельцына, мы вновь и вновь обращаемся к его наследию, будь то альбом его фотографий, книга с его фотографиями или же выставка.
Выставка – это всегда дань памяти, выражение почтения. Но и попытка приблизиться и понять: в чем суть, в чем загадка, почему работы именно этого художника современны нам – волнуют и привлекают?
Всего шесть фотографий хранится в фондах Пушкинского Заповедника из тех, что опубликованы в альбоме. Это, прежде всего крепости: Изборская, Печорская, Порховская – и церкви: Николая Чудотворца в Острове и Николы в Устье. Таким образом, на выставке представлен альбом. Остальные снимки подобраны так, чтобы всесторонне – хотя и пунктиром – представить круг интересов автора: здесь и съемки с вертолета, на которых особенно понятнавписанность в пейзаж постройки, что так ценил Скобельцын в псковской архитектуре. Это порховские пейзажи, где среди озер и лесов – вдруг – монастырь, церковь! Как, например, церковь Михаила Архангела близ Михалева или церковь Вознесения Господня в Горомулино (близ Вышгорода). Здесь, конечно же, провинциальные церкви – памятники архитектуры, хотя и не шедевры, но – островки духовности и истории: Спасо-Преображенская церковь в Вехно, Кресто-Воздвиженская – в Велье, Николая Чудотворца – в Красногородске. Здесь же, конечно, жилые дома – в Ашево, хозяйственные постройки – в Алтуне, Велье и Горе (мельница), часовни – в данном случае, деревянная в Добрывичах. Никакая, даже самая большая выставка, не отразит все места, которые увековечил Б.С. Скобельцын на своих снимках. Можно только передать суть: важно все – общее решение и каждая деталь. Все нужно сберечь. Все нужно зафиксировать. А при этом, раз есть талант художника – передать, ни более – ни менее – душу народа, создателя этих «памятников архитектуры».
Благодаря сотрудничеству дочери Б.С. Скобельцына Н.Б. Грошевой с Пушкинским Заповедником выставку фотографий из собрания заповедника дополняют вещи Бориса Степановича, хранящиеся у его детей и внуков. На этот раз, это, прежде всего, фотоаппарат «Зоркий», которым были сделаны многие из представленных снимков. Альбом «Земля Псковская», часы, компас, кисти, краски, плитки для смешивания туши (для ретуширования фотографий). Поскольку альбом посвящен братьям – Кириллу и Глебу, погибшим в 1942 г., то представлены фотографии Кирилла и Глеба и фотография всей семьи.
Небольшое «открытие» выставки – автограф П.Д. Барановского (в копии), любезно предоставленный специально для экспонирования (автограф еще не опубликован) сотрудницей музея Ю.П. Спегальского М.А. Кузьменко: отзыв об альбоме «Земля Псковская» в письме к О.К. Аршакуни, где человек-легенда нашей истории называет Б.С. Скобельцына «сказочным мастером, каких нет еще в Советском Союзе». Одной из немногих радостей, доступных уже плохо видящему (что заметно по почерку) П.Д. Барановскому, было любование фотографиями в альбоме который всегда лежал на его столе. Этот отзыв выдающегося архитектора-реставратора, выдающегося человека дорогого стоит.
Малоизвестное, практически раритетное издание фотографий Скобельцына представлено на выставке – книга «Русские церкви» с текстами Ф. Достоевского, изданная во Франции в 1969 г. То есть, за три года до публикации некоторых из этих фотографий на родине.
После «открытия» Б.С. Скобельцына как художника на выставке, посвященной 85-летию со дня его рождения, уже невозможно обходить молчанием этот факт его биографии. Поэтому в специально отведенной витрине – пунктиром опять же – абрис этой темы. Обучение на архитектурном факультете в ЛИСИ (инженерно-строительном институте), попытка поступить в Академию Художеств (по совету учителей) и дружеская связь со своими преподавателями рисунка вплоть до их смерти. В этом разделе выставки представлен акварельный портрет Б. Скобельцына послевоенных лет, его рисунок тушью тех лет, работа его учителя А.С. Ведерникова (автолитография), подаренная ученику, и характеристика (в копии) зав.кафедрой рисунка профессора Н.Л. Подберезского, выданная Скобельцыну для поступления в Академию Художеств в июле 1952 г. Здесь же фотография А.С. Ведерникова и Б.С. Скобельцына, сделанная, по-видимому, на одной из последних выставок А.С. Ведерникова.
Свидетельство широты интересов Б.С. Скобельцына – фиксирование съемок фильма «Андрей Рублев» А. Тарковского в Изборске. Но это тема отдельного разговора, и на выставке она представлена лишь съемкой эпизода «Смерть Фомы». Здесь тоже «земля псковская» – в двойном преломлении: через искусство кино и искусство фотографии. Но это и выход на другую тему – поиски духовности разными художниками – Тарковским и Скобельцыным.
Жизнь художника невозможна без надежного «тыла»: семья, друзья – единомышленники. Тема семьи – непосильная для выставки. Поэтому – буквально несколько фотографий: жена Елена Ивановна – яркая, замечательная личность, сотрудница Псковского музея, заведующая художественным отделом, двое детей, четверо внуков. Из вечных странствий есть куда вернуться – Домой.
Основным занятием Б.С. Скобельцына последних лет жизни была лекторская и выставочная работа,о чем напоминает афиша его выставки в Музее архитектуры им. Щусева в Москве в 1992 г. А после смерти продолжается публикация фотографий. Представить их все устроители выставки не ставили себе целью. Опять – пунктиром: вот в Михайловской Пушкиниане, в 7-м выпуске, подборка фотографий псковских мельниц, в книге Г. Проскуряковой «Волышовская старина», 2008 г. – виды имения. Вот календарь на 2012 г. с портретами о. Николая Гурьянова и пейзажами острова Талабск (Залит). Этот календарь уникален, появление его неожиданно. Человек, который о себе говорил, что он атеист, и вдруг – православный календарь! Составители календаря увидели и каждый может убедиться, глядя на фотографии Б.С. Скобельцына, что вера его глубинная – вера в гармонию творения, любовь ко всему сущему (такое впечатление, что то, что истово искал Тарковский – Скобельцын нашел.Во всяком случае, в фотографии).
Эта маленькая выставка приглашает к большому разговору – как всегда, впрочем, когда речь идет о работах Б.С. Скобельцына. О любви к своей земле, истории, народу, о любви к своей работе и верности выбранному пути, о таких ценностях, как семья и талант. Одним словом, о тех вечных ценностях, которые всегда переживают тяжелые времена, но жизнь без которых не имеет смысла…
В. Елисеева, хранитель фотонегафонда