М.А.Шолохова «Наука ненависти». Он был опубликован в газете «Правда» (№173 от 22 июня 1942 г.) в первую годовщину войны.
На следующий день рассказ опубликовала «Красная звезда» (№ 145 от 23 июня 1942 г.). Позже «Наука ненависти» вышла в журнале «Политпросветработа» (№ 21-22 за 1942 г.) и была издана отдельной брошюрой в серии «Библиотека «Огонек» (Шолохов М. Наука ненависти. 1942. Воениздат, «Правда», Библиотека «Огонек», № 35). Книжечки разошлись по всему фронту. В целом за годы войны рассказ переиздавался несколько десятков раз.
По своей художественной форме «Наука ненависти» - это рассказ в рассказе. В основу произведения автор положил действительные события жизни фронтовика Зиновия Яковлевича Фердмана, поведавшего о военных лишениях, тяжелых испытаниях, пережитых им в немецком плену. Но писатель взял вымышленную фамилию для главного героя, так как не пожелал замыкаться в рамках частной судьбы.
Образ лейтенанта Виктора Герасимова – один из первых обобщающих образов в литературе периода войны. Любовь к Родине и ненависть к врагу – основные черты характера Герасимова. М.А. Шолохов психологически тонко проследил, как рождается и крепнет неукротимая ненависть в сердце советского человека, и как одновременно с нею еще крепче становится чувство сыновней любви к матери-Отчизне.
Тридцатидвухлетнего, с седыми висками Герасимова Шолохов сравнивает с могучим дубом. Лейтенант надломлен пережитым, но жизненная сила его не сломлена. Таков и весь народ, обладающий величайшей жизненной силой и крепостью.
Над рассказом «Наука ненависти» Шолохов работал в Камышине в начале июня сорок второго. Это было время, когда наши войска отбивались от немцев на Кавказе, насмерть стоял Сталинград, был захлестнут блокадой Ленинград, истекал кровью многострадальный Ржев. Со строгой точностью автор запечатлел самое главное в мироощущении советских людей в то лето: «…И воевать научились по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются… Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом… Именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу…».
Произведение сразу же получило высокую оценку. Строка из рассказа «…Ненависть всегда мы носим на кончиках штыков», - стала крылатой, ее повторяли как пароль все военные годы.
Александр Фадеев назвал рассказ «Наука ненависти» довольно значительным обогащением литературы, где дан удачный, наиболее глубокий образ нового человека. «Этот рассказ, — подчеркнул он, — перепечатывают несколько газет. Это не только проведение какой-то политики в области войны и жизни, но это известный показатель нашей литературной жизни. Значит, этому время уже пришло».
Поэт Н.Тихонов отмечал огромную популярность рассказа: «”Наука ненависти” читалась всей армией, а наша армия сегодня – это вооруженный народ». Участник Великой Отечественной войны А.Я. Богодюк писал в письме к М.А. Шолохову: «…Мне приходилось самому лично слушать, как мои друзья-однополчане в промежутках между боями и походами читали Вашу «Науку ненависти». Произведение небольшое, но какая в нем воздействующая сила!..».
В рассказе «Наука ненависти» М.Шолохов во всей полноте и многогранности раскрыл душу русского человека – его национальную честь, гордость, бесстрашие, самоотверженность – и в самые суровые дни Великой Отечественной войны доказал: народ, полный жизни и воли к борьбе, проникнутый священной ненавистью к своему врагу и горячей любовью к Родине, непобедим.
Галина Смирнова,
Надежда Сидорова,
научные сотрудники
экскурсионного отдела
музея-заповедника М.А. Шолохова.