НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

«Религиозный лубок».

c 24 августа по 24 сентября 2012Санкт-Петербург
Михайловский (Инженерный) замок
23 августа в Михайловском (Инженерном) замке Русского музея открывается выставка «Религиозный лубок». Это первая экспозиция, специально посвященная духовной народной картинке. На ней представлено около 100 произведений графики второй половины XVIII – начала XX века из собрания Русского музея. Большинство уникальных гравюр и литографий экспонируется впервые. Впервые в музейной практике духовный лубок будет представлен вместе с аналогичными ему по иконографии и стилю произведениями иконописи и народного прикладного искусства. Экспонаты снабжены подробными интерактивными комментариями.

Конец XVIII и первая треть XIX столетия стали эпохой расцвета русской народной картинки. Духовная народная картинка того времени стремилась к воспроизведению иконографии и стиля допетровских иконописных памятников. Лубочные «списки» с чудотворных образов были востребованы в крестьянской среде, представители которой не могли позволить себе дорогостоящие иконы.

Чаще всего на лубочных картинках воспроизводились Богородичные иконы, Распятие и Воскресение, Полница (двенадцать церковных праздников с Воскресением в среднике), а едва ли не самым популярным сюжетом был Страшный суд. Из западноевропейских по происхождению оригиналов крестьянская и низовая городская среда предпочитала эпизоды Священной истории, разнообразные душеполезные притчи, картинки с изображениями чертей и загробных мучений. Такие гравюры сопровождались пространными пояснительными подписями. Их внимательно рассматривали, читая удивительные и захватывающие истории.

Представление простого неграмотного мужика о сюжете народных картинок бывало смутным. Лубки с изображениями сказочных богатырей Бовы Королевича и Еруслана Лазаревича порой помещали рядом с красным углом и зажигали перед ними восковые свечи. В отдаленных деревнях лубочная картинка исполняла роль «народной газеты». Благодаря лубку там узнавали об открытии мощей, мироточении икон, канонизации и чудесах святых угодников.

Для крестьянина лубочные картинки были достаточно дороги. Даже листы стоимостью в одну копейку доставались ему ценой усердной экономии. Поэтому лубки чаще встречались в зажиточных домах и почитались как явление более высокой, «барской» культуры. В поэме Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» крестьянин при пожаре в первую очередь спасал лубки: «Скорей бы взять целковые, а он сперва картиночки стал со стены срывать».

Народная картинка первой трети XIX века ориентировалась на постоянное самовоспроизведение: бесконечное повторение иконографии, мотивов, ремесленных приемов. От копии к копии терялись признаки стиля первоначального образца, позволявшие идентифицировать его с тем или иным автором. Ситуация тотальной анонимности обыгрывалась в выкриках разносчиков лубка – офень: «А вот Антипка рисовал, Степка малевал, Иван на полене насекал, тетка Арина колесом давила, а добрый человек покупает, горницу украшает и всех красотой удивляет…»

К 20-м годам XIX века в народной гравюре сформировался фонд универсальных изобразительных приемов, которые во многом определили характерный и легко узнаваемый лубочный стиль. Почти для любого предмета существовали свои правила изображения: земля обозначалась волнистыми линиями с травянистыми щеточками, листья деревьев – ромбами и заостренными овалами и т.д. Поэтому основная цель обучения лубочному мастерству заключалась не в освоении системы академического рисунка, а в овладении определенным набором ремесленных приемов.

Характерным отличием лубка от профессиональной гравюры была его полихромность. Использование цветных красок не всегда объяснялось эстетическими мотивами. От частого использования печатные доски стирались почти добела. Их поновляли по контурам рисунка, а образовавшиеся пустоты заполнялись цветными пятнами. «Иллюминовка» картинок стала кустарным промыслом. Как правило, им занимались женщины и дети. В первой половине XIX века «цветили» минеральными красками: оранжевой, желтой, зеленой. Позднее, с появлением анилиновых красителей, в лубочной гамме стали преобладать вишневый и сиреневый.

От тщательности раскраски зависела цена листов. Лубки, размалеванные «по носам», то есть, пятнами, не всегда соотносящимися с рисунком, стоили дешевле. С увеличением тиража раскраска становилась все более небрежной. Такой лубок описывал Николай Гоголь в повести «Портрет»: «…город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах».

В 1830-40-е годы в лубочное производство стала входить новая печатная техника – литография. Она позволила повысить тиражи картинок в сотни раз. Производство и торговля лубками стала очень выгодным делом, приносившим солидную прибыль.

История народной картинки второй половины XIX столетия перестает быть анонимной. После утверждения в 1851 году нового устава о цензуре все владельцы мастерских обязательно указывали на лубочных листах свои имена, имена цензоров и дату выпуска. Во второй половине 1860-х годов в основном завершился начальный этап монополизации и укрупнения лубочного производства. На первый план выдвинулись наиболее успешные предприниматели: А.В. Морозов, А.А. Абрамов, И.А. Голышев. Каждый из них имел целую сеть распространителей, разносивших лубки и по большим городам, и в отдаленные уголки России.

В конце XIX века история русской народной картинки сделала еще один решительный поворот, связанный с революцией в полиграфической промышленности: появлением цветной печати. Массовое изготовление многокрасочных картинок (хромолитографий) требовало значительного штата и нового оборудования, что было под силу только крупным предприятиям. Образовывались настоящие монополии (например, Товарищество И.Д. Сытина), поглощавшие менее удачливых конкурентов.

Достижения новой техники избавляли лубочного художника от кропотливого ремесленного труда, и на смену определенному набору иконографических вариантов пришло неограниченное разнообразие. В сферу лубка попало все мировое художественное наследие: от шедевров эпохи Ренессанса до салонных художников начала ХХ века. Воспроизводя особенности академической живописи в меру своего понимания, лубочные литографы невольно превращали их в курьез: чувственно округляли объемы, подрумянивали щеки и губы, подводили контуры глаз.

Новомодные хромолитографии вытесняли обычные литографированные лубки. Они все чаще встречались в зажиточных крестьянских домах Петербургской губернии, в бедных приходских храмах. Их использовали как классное пособие на уроках Закона Божия в школах. Прижились они и в фабрично-заводской среде, став почти обязательной принадлежностью красного угла в жилище рабочих. Однако дальнейшее развитие истории русского духовного лубка было прервано Октябрьской революцией.

www.museum.ru/N46657
Ваше мнение »»

»»Михайловский (Инженерный) замок
Адрес:город Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 2
Проезд:Ст. м. "Гостиный двор","Невский проспект"
Телефоны:(812) 570-5112
сайт:www.rusmuseum.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 15.01.2025  x    ?  


Выставка «Зеленые дворцы» в Музее-заповеднике «Царицыно»

Подлинные автографы Грибоедова на выставке в Российской национальной библиотеке

Выставка «Язык мечтаний. Цветовой код шедевра» в Музее В.А. Тропинина

Владимир Мартиросов. Траектории ощущений

Персональная выставка Петра Безрукова "50 + 1"

Главный герой. Выставка Национальной ассоциации профессионалов фотоиндустрии в Дарвиновском музее

Выставка к 95-летию со дня рождения Музы Дегтярёвой-Оленевой

Антон Богатов ''Живопись за кулисами''

Выставка «1905. Через призму искусства»

Выставка "Русский императив" в Галерее Беляево

Владимир Стерлигов. Елизавета Александрова. Путь к свету

Выставка «Освенцим. Правда» в Музее Победы

Арт-центр "Пушкинская-10" приглашает на первый вернисаж 2025 года

Выставка живописи Олега Жидкова «Россия праздничная» в Угличе

Дорога Победы Ивана Зубкова

Выставка "Воспитание вкуса" в Новосибирском краеведческом музее

Художник Вадим Алексеевич Горбатов. От тундр до джунглей

Выставка «Тёмная лошадка II» в Длинном зале Санкт-Петербургского союза художников

Дом с самоваром. Живопись и коллекция

Выставка «Клепиковская ярмарка» в Спас-Клепиках

Неомодернизм Владимира Паршина

Выставка "Коллаж" в Городском выставочном зале Петрозаводска

Юбилейная выставка графики Николая Воронкова в Российской академии художеств

Выставка «Другие города» в Новосибирском художественном музее


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2025 Museum.ru