С 1 сентября 2012 года в Краснодарском краевом художественном музее имени Ф.А.Коваленко начинает работать новая постоянная экспозиция «Русское искусство первой трети XX века». Впервые жители и гости кубанской столицы смогут увидеть в полном объеме самые известные произведения музейной коллекции, ставшие органичной и узнаваемой частью мирового художественного процесса, востребованные на престижных международных проектах. Почти две сотни живописных, графических произведений и изделий художественного ремесла позволят почувствовать титаническое напряжение эпохи, когда искусство поднималось до невиданных высот в стремлении не только передать тончайшие впечатления от окружающего мира, но даже его переустроить.
От стилизаторства объединения «Мир искусства», знаменитых «дягилевских театральных сезонов» и импрессионизма «Союза русских художников», до символизма «Голубой розы» и «вавилонского столпотворения» авангардистских художественных группировок 1910-1920-х годов – все это воплотилось в новой экспозиции музея.
Тонким выразителем «серебряного века» по праву считается Валентин Серов. «Портрет Е.А. Красильщиковой» - подлинная музейная жемчужина. Тематическое полотно «Елочный торг» Бориса Кустодиева, написанное в начале 1918 года, можно воспринимать, как прощание с уходящей эпохой.
Молодые московские живописцы из «Союза русских художников» и близкие им петербуржцы из «Общества художников имени А.И. Куинджи» и «Нового общества художников» - постижение мира осуществляли через освоение художественных новаций французских импрессионистов. Блестящие этюды Константина Коровина, интерьеры заброшенных старинных усадеб Станислава Жуковского, пленэрная свежесть крымских мотивов Сергея Виноградова создавали колористически совершенный слой новой русской живописи. Истинные представители «Бубнового валета» предпочитали воспринимать окружающий мир «в виде сплошного натюрморта»: Петр Кончаловский «Натюрморт», Илья Машков «Цветы в белом кувшине», Александр Куприн «Натюрморт с ножницами». Основатели общества, вышедшие из последнего состава «Бубнового валета», все более тяготевшего к «Беспредметному» Василия Кандинского, «Супрематизму» Казимира Малевича и производственному искусству, оказались стилистически близки к модернистским группировкам, с которыми составили группу «4 искусства»: Аристарх Лентулов «Городской пейзаж», Петр Кончаловский «Балаклавские рыбаки».
Словно гигантская реторта, в которой «переплавлялись» разнородные идеи, воспринимаются педагогические новации двадцатых годов: на базе Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Высшего училища при Императорской академии художеств были созданы в 1920 году Высшие Свободные художественные мастерские. В коллекции музея сохранились работы учеников ВХУТЕМАСа, отразившие свое время: Самуил Адливанкин «Портрет Б.А.», Иван Гаврис «Кубизм», Константин Медунецкий «Цветоконструкция №7», а так же своего рода культовое произведение «Работница» Александра Самохвалова, которое соединило в себе тенденции эпохи.
Выставка, безусловно, будет ярким событием в культурной жизни юга России, позволит привлечь внимание СМИ и общества к отечественному культурному наследию, бережно хранимому нашим музеем.