Экспозиционный проект Радищевского музея "Выставка одной картины" реализуется и в стенах самого удаленного от Саратова филиала – Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина. 6 ноября 2012 года в экспозиции картинной галереи им. К.С. Петрова-Водкина была представлена картина А.И. Савинова "На барке. В старые годы", из собрания СГХМ им. А.Н. Радищева. Не случаен выбор работы Савинова для старта проекта на родине Петрова-Водкина – ведь этих выдающихся художников и педагогов связывала многолетняя дружба.
К.С. Петров-Водкин и А.И. Савинов.
Они должны были встретиться. Земляки, художники, они ходили одними дорогами, устремлялись к одним вершинам. Когда произошла встреча, точно сказать трудно, документальные источники не дают подсказки, можно лишь предполагать. А.И. Савинов в начале 1906 года на несколько месяцев отправился в Париж, там для занятий он выбрал академию Коларосси. Именно в этой академии летом 1906 года будет заниматься К.С. Петров-Водкин. Прежде чем обосноваться в Париже Кузьма Сергеевич в конце 1905 - начале 1906 совершил путешествие по Италии, Савинов советом петербургской Академии художеств был послан в Италию в 1909 и проработал там более двух лет. Возможно, они уже встречались до этих поездок в Саратове, благодаря общим знакомым – П.В.
Кузнецову и П.С. Уткину. Но более вероятна их встреча в Петербурге в 1911 году, когда А.И. Савинов возвратился из заграничной поездки и начал руководить портретным классом при Обществе поощрения художников, а К.С. Петров-Водкин уже два года как жил в столице и с осени 1910 преподавал в частной художественной школе Е.Н. Званцевой. Они оба участвуют на выставках Союза русских художников, "Мира искусства".
В книге "А. И. Савинов. Письма, документы, воспоминания", в "Очерке жизни и творчества" сын художника, известный живописец Глеб Александрович Савинов пишет о поездке отца в 1912 году в Ферапонтово: "В Ферапонтовом монастыре он был зимой, ездил, кажется, с К.С. Петровым-Водкиным. Тогда был такой мороз, что коньяк, который они пили в санях, чтобы не замерзнуть, не действовал, не пьянил. Эта поездка в санях, стая волков, заброшенная вдалеке от железной дороги деревенька и живопись Дионисия, такая свежая, светлая, точно не тронутая столетиями, оставили в отце незабываемые впечатления". (Документального подтверждения о совместной поездке в Ферапонтово К.С.Петрова-Водкина и А.И.Савинова найти не удалось). Данный период творчества и А.И. Савинова, и К.С. Петрова-Водкина отмечен глубоким интересом к древнерусскому искусству, серьезной работой в монументальной живописи. Александр Иванович получил заказ от сахарозаводчика, мецената и коллекционера, П.И. Харитоненко на роспись храма-музея древнерусской живописи в усадьбе Натальевка в Богодуховском уезде, близ Харькова. Храм был построен по проекту архитектора А.В. Щусева, скульптурные работы выполняли А.Т. Матвеев и С.Т. Коненков. А.И. Савинов работал над росписью более трех лет, в 1912-1915 годах. Он пишет из Натальевки своему учителю Д.Н. Кардовскому: "Церковь многому меня учит и многое открывает. Прежде всего тайну декоративного искусства, как мне кажется, искусства будущего, может быть, ближайшего. Только теперь я постигаю значение баланса масс, гармонию линий, место для цвета и значение его чередования, а во всем этом заложенный пафос". Храм-музей в Натальевке сохранился, но росписи в настоящее время покрыты толстым слоем извести. В книге, составленной Г.А. Савиновым, опубликовано несколько фотографий росписи и подготовительные рисунки к ней, которые хранятся в собрании семьи художника.
К.С. Петров-Водкин в эти годы также работает в монументальном жанре. В 1911 году он выполнил роспись "Христос на Голгофе" в Крестовоздвиженском храме в Хвалынске, а весной 1913 года - роспись "Благовещение" в Морском соборе в Кронштадте. Когда Савинов уже завершал свою работу над заказом Харитоненко, Петров-Водкин получил от этой семьи другое предложение: создать витраж "Троица" в Свято-Троицком соборе города Сумы. Заказ был получен также через архитектора А.В. Щусева, с которым Петров-Водкин был знаком с 1910 года. В январе 1915 Кузьма Сергеевич совершил поездку в Сумы для того, чтобы осмотреть храм и окно для будущего витража, а в мае направился туда для воплощения замысла. Из Сум он совершил поездку на автомобиле в Качановку (имение дочери П.И. Харитоненко Е.П. Олив) и Натальевку. В письмах к жене он делится впечатлениями от сокровищ этих усадеб, рассказывает о приезде в Качановку М.В. Добужинского. Кузьма Сергеевич, вероятно, посетил и Спасскую церковь в Натальевке, где его мог заинтересовать не только сам храм, но и иконы XV-XVI века из собрания Харитоненко.
Следующая встреча А.И. Савинова и К.С. Петрова-Водкина (она уже не вызывает никаких сомнений) произошла в 1922 году. Она могла случиться раньше: в 1918 Савинов, совместно с К.А. Сомовым, К.С. Петровым-Водкиным, В.И. Шухаевым, был избран профессором Академии художеств по живописному отделению, но Александр Иванович, преподававший в это время в Саратове в Свободных художественных мастерских, решился на переезд с семьей в Петроград только спустя три года. Савиновы поселились на Петроградской стороне на углу Большого проспекта и Зверинской улицы. Здесь Александр Иванович прожил до конца жизни (умер в блокаду в 1942-м). Как вспоминал Г.А. Савинов, в стенах этой квартиры "шла интересная жизнь, в ней перебывало много замечательных людей – умных, талантливых людей своего времени". Первым в списке гостей их дома Глеб Александрович называет К.С. Петрова-Водкина.
Следующая встреча А.И. Савинова и К.С. Петрова-Водкина (она уже не вызывает никаких сомнений) произошла в 1922 году. Она могла случиться раньше: в 1918 Савинов, совместно с К.А. Сомовым, К.С. Петровым-Водкиным, В.И. Шухаевым, был избран профессором Академии художеств по живописному отделению, но Александр Иванович, преподававший в это время в Саратове в Свободных художественных мастерских, решился на переезд с семьей в Петроград только спустя три года. Савиновы поселились на Петроградской стороне на углу Большого проспекта и Зверинской улицы. Здесь Александр Иванович прожил до конца жизни (умер в блокаду в 1942-м). Как вспоминал Г.А. Савинов, в стенах этой квартиры "шла интересная жизнь, в ней перебывало много замечательных людей – умных, талантливых людей своего времени". Первым в списке гостей их дома Глеб Александрович называет К.С. Петрова-Водкина.
В июле 1928 Петров-Водкин приехал на дачу к своему другу, писателю Р.В. Иванову-Разумнику в село Песочки Новгородской губернии. Приехал всего на пару дней, но задержался на неделю. Село ему очень понравилось: "…Место до того очаровательно, точно в волшебной сказке, потому что в маленьких размерах. Река Шелонь великолепна. Песок, сосны, вид вдаль, … настоящая Россия, как в Новгороде" (Из письма М.Ф. Петровой-Водкиной – жене художника). В это лето у Ивановых гостила дочь их общих знакомых по Детскому Селу – Наташа Котлярова. Художник попросил ее позировать для портрета. Холст, краски, кисти Петрову-Водкину пришлось одолжить у А.И. Савинова, который жил в это время с семьей в Песочках и работал на пленэре со своими учениками. Так было создано произведение, получившее название "Девушка у окна". М.Ф. Петрова-Водкина, мнением которой Кузьма Сергеевич очень дорожил, увидев работу мужа, справедливо заметила: "Это не портрет, это картина".
Сохранилось письмо К.С. Петрова-Водкина к А.И. Савинову, отправленное 18 августа 1928 года из Ленинграда в Новгородскую губернию: "Вчера получил холст из Песочков, спасибо тебе, что помог мне в той работе. Вещь требует доработки, но солидная поначалу… Хочу, чтобы ты привез и сохранил здесь, в коридорах наших твою спокойную, отдохнувшую, добрую голову и душу твою".
Отношения Петрова-Водкина и Савинова были проникнуты глубоким уважением и искренней симпатией. Вот яркое этому свидетельство, отрывок из воспоминаний ученика Савинова В.И. Малагиса, художника, заслуженного деятеля искусств: "В Академии художеств в то время была такая система: в одной мастерской преподавали Петров-Водкин и Савинов… и никогда не ссорились из-за тесноты. Никаких недоразумений… И всегда было так: если нет Савинова – студенты слушали Петрова-Водкина, если нет его – студенты переходят к Савинову. Учеников у последнего было очень много. Оратор он был неважный, но надо было уметь его слушать". Малагис рассказал об одном важном эпизоде из жизни Академии тех лет: "Однажды в Академии было устроено большое собрание по поводу работы Петрова-Водкина. Он пользовался большим авторитетом, доверием, но были люди, которые относились отрицательно к его методу. Тогда он решил устроить собрание и на собрании изложил свою систему живописи и методы преподавании. Он умел говорить, очень хорошо говорил и выдержал этот экзамен. Со стороны тех, кто его поддерживал, выступил Савинов, и произошло чудо – Савинов горячо защищал систему Кузьмы Сергеевича, при этом он прекрасно говорил, косноязычие куда-то делось. И это очень повлияло на собрание. И когда Кузьма Сергеевич его обнял, расцеловал после собрания, я понял, какими они были друзьями". Петров-Водкин и Савинов не признавали легких путей в искусстве, недобросовестности в работе, от своих учеников и в первую очередь от себя они требовали честного и неустанного труда и творческой самоотдачи. Показателен эпизод из жизни А.И. Савинова, последних месяцев его жизни. Когда началась Великая Отечественная война, Александр Иванович вместе с другими художниками пришел на помощь Эрмитажу – нужно было подготовить экспонаты к эвакуации. Савинов работал над Рембрандтом. Он воспротивился решению срезать картины с подрамников. Сам гвоздик за гвоздиком, лежа на полу, снял картины. Рембрандт ушел в эвакуацию нетронутым. А вот о своих произведениях Савинов позаботиться не успел, часть их была утрачена. Безграничная преданность искусству и личная скромность – вот те качества, которые высоко ценил в своем друге и К.С. Петров-Водкин.
Пондина Е.Э., научный сотрудник художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина
См. также http://www.museum.ru/N47262.