Выставка подготовлена при участии Российского государственного архива литературы и искусства, библиотеки Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, частных коллекционеров.
По словам Ю.М. Лотмана, именно в первые десятилетия XIX века «сложилось представление о женщине, как наиболее чутком выразителе эпохи». Материалы выставки знакомят с жизнью и деятельностью одной из самых выдающихся женщин России, выразительницы Эпохи 1812 года – княгини Зинаиды Александровны Волконской. Создательница и хозяйка знаменитого Литературно-музыкального салона, великолепная певица, литературно одаренная, избранная в Почетные члены Общества истории и древностей Российских и Общества любителей российской словесности при Московском университете, Зинаида Волконская пользовалась особым расположением Александра I, восхищавшимся ее красотой, умом, благородством и называвшем ее прекраснейшим украшением своего Двора. Она в составе его свиты путешествовала по Европе, став участницей Заграничных походов Российской армии 1813-1814 г.г.
На выставке показаны воспроизведения рисунков и записей Зинаиды Волконской (РГАЛИ); гравюры 1814-1815-х г.г., иллюстрирующие некоторые события заграничного похода 1813-1814 г.г. (библиотека МГУ); гравированные виды городов Европы начала XIX века; книги, предметы интерьера и ДПИ эпохи ампир (для сюжетно-образных инсталляций); серия рисунков современного художника Л. Непомнящего «Дамы пушкинской поры», театральные эскизы современных постановок о З.А. Волконской, костюмы и декорации.
В качестве сопроводительных текстов использованы опубликованные письма Александра I к княгине З.А. Волконской 1813-1814 г.г.
Государственный музей-центр «Преодоление» им. Н.А. Островского расположен в доме, где княгиня Зинаида Александровна Волконская жила с 1824 по 1829 г.г., и где ею был создан литературно-музыкальный салон, который современники называли «волшебным замком музыкальной феи» (П.А. Вяземский), а хозяйку – «царицей муз и красоты» (А.С. Пушкин). Салон прекратил свое существование в связи с отъездом З.А. Волконской за границу, по одной из версий, вызванного ее конфликтом с правительством императора Николая I. Исследователи отмечали, что этот конфликт носил не столько общественно-политический, сколько личностно-этический характер. Как писал М.К. Азадовский, «Николаю I она (З.А. Волконская – авт.) противопоставляла не республиканские идеалы просвещенного конституционного монарха, но «рыцарский» облик Александра I».
Именно Александр I стал одним из первых государственных деятелей конца XVIII – начала XIX веков, для которого женщина была «наиболее чутким выразителем эпохи». Он всегда придавал особое значение интеллектуальным контактам, нередко облекаемым в форму куртуазных отношений, с выдающимися представительницами противоположного пола (великая княгиня Екатерина Павловна, Д.Х. Ливен, баронесса Крюденер и др.). Видимо, в таком же ключе развивались и отношения императора с Зинаидой Александровной. Княгиня, сопровождая мужа во время заграничных походов Российской армии 1813-1814 г.г., поддерживала постоянную переписку с Александром I, который делился с ней важнейшими военно-политическими новостями. В письмах императора упоминаются такие ключевые события, как переговоры с Австрией о ее присоединении к анти-наполеоновской коалиции (май 1813), победы в сражениях под Кульмом (август 1813) и Лейпцигом (октябрь 1813). В их переписке упоминаются и библейские сюжеты, поскольку в период создания Священного союза (1815-1820) интерес к христианству (в его протестантской и католической интерпретациях) усилился у императора и его ближайшего окружения.
Идеи Александра I о религиозно-культурном возрождении Европы после 20-летнего периода социальных революций и войн во многом должны были повлиять на характер созданного Зинаидой Александровной в Москве литературно-музыкального салона. Ю.М. Лотман указывал, что салон в России 20-х г.г. XIX века, – «явление своеобразное, ориентированное на парижский салон предреволюционной эпохи и, вместе с тем, существенно от него отличающееся». Если в парижских салонах накануне 1789 года внимание концентрировалось на общественно-политических и придворных темах, то российские салоны были, прежде всего, важнейшей частью мира искусства и литературы. Эта особенность характерна и для салона Зинаиды Волконской, где «первую скрипку» играли поэты, писатели, музыканты. Образ хозяйки салона соединяет красоту, интеллект, умение общаться. Чтобы создать салон, необходимо было обладать всеми названными качествами и владеть многими талантами, как З. Волконская. Ее образ вызывает интерес и в наши дни. Как просветителя, как человека, не остающегося никогда равнодушным к чаяниям соотечественников, и просто женщины, умеющей любить и дарить теплоту.
На выставке будут представлены новые поступления в коллекцию музея: уникальные гравюры с видами Рима 1830-х г.г., предметы мебели в стиле ампир, уникальный альбом О. Кадоля из 16 листов «Малые виды Москвы…», книги первой четверти XIX века, которые более ярко иллюстрируют историю нашего Дома, в которой, как в капле воды, отразилась яркая и контрастная история русской культуры конца XVIII - начала XXI веков.