Министерство культуры РФ | Государственная Третьяковская галерея
ГРАФИКА АНАТОЛИЯ КАПЛАНА
К 110-летию со дня рождения
Пресс-показ - 11 декабря в 14.00
Крымский Вал, 10, залы 21-22
Выставка открыта с 22 декабря 2012 по 24 февраля 2013
Анатолий Львович Каплан (1902-1980) - выдающийся российский график, блестящий рисовальщик и литограф. Его самобытное творчество теснейшим образом связано с еврейской культурой. По своему значению оно сопоставимо с творчеством Шолом-Алейхема, чьи произведения неоднократно иллюстрировал художник.
А.Л.Каплан родился в Рогачеве (Белоруссия); начальное художественное образование получил в Харькове. Приехав в 1921 году в Петроград, учился во ВХУТЕИНе у Г.С.Верейского и А.А.Рылова. Благодаря уникальному мастерству и высочайшей профессиональной репутации он занял достойное место в отечественной культуре. Работы А.Л.Каплана регулярно выставлялись, в том числе, во многих странах Европы, США, Канаде, Израиле, приобретались крупнейшими музеями.
На выставке представлено свыше 70-ти работ А.Л.Каплана из собрания Третьяковской галереи и коллекции Исаака и Людмилы Кушнир (Петербург). В экспозицию включены главные графические работы мастера разных лет. Среди них - цветные и монохромные литографии, офорты, гуаши, пастели, рисунки карандашом и углем с мотивами еврейского местечка, народных песен, пейзажные зарисовки, листы по произведениям еврейской литературы. Много работая сериями, А.Л.Каплан неоднократно обращался к одним и тем же темам, сюжетам, героям, повторяя их в разных материалах, каждый раз добиваясь иного образного звучания. Его произведения наполнены множеством интонаций - от лиричной и радостно-бравурной до трагической.
Наибольшую известность приобрели станковые литографии А.Л.Каплана по произведениям еврейских классиков. В них он сумел передать поэтику и глубинную суть литературных источников. В литографиях, созданных по мотивам произведения Шолом-Алейхема "Тевье молочник" (версии 1957-1966), художник с юмором и печалью показывает стойкость человека в борьбе за счастье. В "Стемпеню" (1963-1967), также по Шолом-Алейхему, отражена романтичная атмосфера произведения, утверждаются важнейшие ценности - любовь и верность.
Художественные средства, использовавшиеся мастером, богаты и разнообразны. В литографиях серии "Фишка Хромой" (1966-1969) по мотивам Менделе Мойхер-Сфорима пластика изображения уподобляется приемам высекания текста на могильных плитах.
В листах по повести Шолом-Алейхема "Заколдованный портной" (1954-1957) главным для Каплана была передача поэтичных и гармоничных образов. В несовершенном мире мастер неизменно искал гармонию и пытался воплотить образ мечты. Для достижения этого он использовал собственный метод - тщательно прорабатывал каждый миллиметр поверхности литографского камня, чтобы при печати появилось впечатление таинственного мерцания (такой метод работы А.Л.Каплана его друзья-коллеги прозвали "мучением камня"). Сквозь это мерцание художник передает сохранившийся в памяти с детства почти идеальный мир, даже когда он обезображен войной.
Подобное "мировидение" отображено также в серии, посвященной блокадному и послевоенному Ленинграду (1944-1956). В графических листах перед зрителем предстает не трагедия города, а, как бы через некое отстранение, через дымку сфумато, - почти безмятежные заснеженные улицы и набережные, сцены восстановления северной Пальмиры.
Серия цветных литографий "Козочка" (1961), созданная по мотивам песни "Хад Гадья", входит в состав Пасхальной Агады (сборника молитв, благословений, комментариев к Библии и песен, связанных с темой Исхода из Египта и ритуалом праздника). В отличие от других прочтений и интерпретаций литературных источников, эти полихромные листы безмятежны и радостны. А.Л.Каплан нарочито примитивизирует формы, упрощает изображение. Творчество мастера тесно связано с народным поэтическим сознанием, чем близко другим знаменитым художникам, его современникам. И.Г.Эренбург отмечал: "Когда я гляжу на литографии Каплана, я вспоминаю произведения художников, которых можно назвать его земляками: Каплан родился в Рогачеве, Марк Шагал - в Витебске, Сутин - в Смиловичах. Их объединяют не только воспоминания, но и ощущения сказочности, трагизма и в тоже время страстная любовь к жизни".
А.Л.Каплан, не прибегая к формам беспредметного искусства, оставался в границах национальной пластической традиции. Он выработал художественный язык, интонациям, ритмам и образам которого, несмотря на яркую национальную составляющую, присуще общечеловеческое звучание, понятное всем