Давид Ноевич Гоберман (1912–2003), выдающийся художник и замечательный искусствовед, был младшим сыном в великой семье классического русского авангарда. Его биография почти хрестоматийна. Он учился в хедере и в Академии художеств. Ученик Н. Тырсы, друг Н. Альтмана и А. Каплана, Гоберман духовно принадлежал началу 1930-х годов, когда русское искусство еще пыталось остаться частью общеевропейского художественного процесса.
Интерес к народному искусству, входивший в «символ веры» его учителей, был присущ Гоберману со студенческих лет. Его профессиональное обращение к народному искусству произошло в конце 1940-х годов, когда в советском профессиональном искусстве все живое было запрещено, уничтожено, растоптано. Народное искусство стало тогда для художников тем, чем для поэтов стал художественный перевод. Гоберман собирал, исследовал, публиковал и популяризировал народное искусство и архитектуру Молдавии и Украинских Карпат. Достаточно сказать, что он впервые стал серьезно изучать и сделал широко известной косовскую керамику, лучшую жемчужину в короне украинского народного искусства.
Центр «Петербургская иудаика» провел в течение 2012 года серию выставок, посвященных 100-летию художника. Они отражают разные стороны творческого наследия Давида Гобермана. Экспозиция, представленная в залах РОСФОТО, стала важной частью этой юбилейной программы.
Валерий Дымшиц