Народный художник СССР, замечательный мастер пейзажа Николай Михайлович Ромадин (1903-1987) обладал подлинным чувством природы. Сокурсник Ромадина по Вхутемасу С. А. Чуйков писал: "Мне кажется, что пейзаж как произведение искусства не всякий живописец может написать, что для этого нужно особое дарование… Настоящий пейзажист не только видит, но узнает, с волнением узнает то или иное явление и состояние природы. И именно состояние, а не только внешний вид природы является предметом изучения, наблюдения, постижения художника. У пейзажиста с природой ведется, вероятно, интимный разговор на языке, понятном только им. В явлении природы пейзажист видит скрытый его смысл, он чувствует, понимает "душу" природы, и понимает всё по-своему". Картины Н.М. Ромадина поражают этой глубиной проникновения в тайны природы, возвышенной любовью к родной земле.
Родился Николай Михайлович Ромадин на Волге, в Самаре. Как отмечал К.С. Петров-Водкин: "Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов… Недаром Волга дала нам многих художников более или менее близкого порядка». Отец художника Михаил Андреевич Ромадин, рабочий-железнодорожник, был художником-примитивистом, писал море, которое никогда не видел. Но к занятиям живописью сына относился неодобрительно: это не профессия, а забава. Николай Михайлович проявил настойчивость. Окончив в 1922 году Самарский художественно-педагогический техникум, он поступает в московский Вхутемас (Высшие художественно-промышленные мастерские). Становление Н.М. Ромадина как живописца описано им в автобиографических заметках: "После окончания художественного вуза все мои стремления детства, юности, казалось, должны были получить удовлетворение, но я его не чувствовал, наоборот, чувствовал свою беспомощность. Вуз не дал мне необходимого мастерства. После окончания вуза я мало что мог делать, и мне пришлось долго и упорно самостоятельно учиться. За это время мною были написаны картины Ф.Э.Дзержинский в Орловском централе, Интервенция, Ревком, Расстрел, Страна Советов и др. Я был жанристом, но не переставал делать копии для себя, для учебы. Собственно, это были не копии, а наброски красками с Рубенса, Иванова и других. В 1937 году я вернулся к методу, выработанному самоучкой, — методу маленьких этюдов с натуры. В 1938 году мне посчастливилось встретиться с Н.П. Крымовым, нашим тонким пейзажистом, который обратил внимание на мои пейзажи и со свойственной ему добротой помог мне выбраться на подлинную дорогу знаний русской художественной школы… В 1940 году я сделал свою первую персональную выставку, где показал композиции, целый ряд портретов, интерьеров и двести пейзажей. Приехавший на выставку М.В. Нестеров оценил мои пейзажи, но сказал, чтобы я "не бросал работать над фигурой". Частые встречи и продолжительные беседы с Нестеровым оставили во мне глубокий след. Много мудрого рассказал он мне…Я стремлюсь в своих пейзажах отразить то богатое многообразие, которым так характерна природа любимой Родины...".
Нестеров ввел Ромадина в круг своих друзей, среди которых были Павел Корин, Иван Ефимов, Петр Кончаловский, певица Ксения Держинская, знаменитый врач Владимир Филатов, пианист Святослав Рихтер, известные писатели, ученые, философы.
Неожиданной и, пожалуй, высшей наградой стала фотография Левитана, Михаил Васильевич передал ее Ромадину со словами: "Левитан подарил мне фотографию, как продолжателю традиций русского пейзажа. Храните ее, а потом, когда сочтете нужным, передайте ее дальше молодому художнику, который с честью может продолжить эту линию!". Николай Михайлович Ромадин несомненно оправдал доверие старого учителя своим неистовым поиском правды видения природы, своим трудолюбием, беззаветной преданностью искусству. В его творчестве соединилась глубочайшая культура, школа, труд с естественностью и восторгом взгляда ребенка, впервые увидевшего мир. Поражает его эрудиция, вкус, знание нашей национальной культуры. В семейной коллекции Ромадиных – майолика Врубеля, живопись А.Иванова, П.Федотова, Н.Ге, есть в ней и работы нашего земляка К.С.Петрова-Водкина, в личной библиотеке художника собраны первые сборники Пушкина, Гоголя, уникальные сборники стихов. Многие работы Н.М. Ромадина вызывают желание перечитать любимые строки Пушкина, Тютчева, Фета, Есенина. К этому лирическому состоянию нас зовет даже не сюжетное сходство, а колорит, живописный ряд полотен мастера, ассоциации, метафоры. В произведениях Ромадина нет никакой иллюстративности. Только мир высокой поэтики.
К.Г.Паустовский, на протяжении многих лет друживший с художником и написавший очерк о его искусстве "Родная природа в творчестве Ромадина" отмечал: "Ромадин знает, где можно найти самый густой иней, где растут самые могучие ели в стране, какие краски нужны для речного ветра и какие для дождя и сумерек. Если бы он написал обо всем этом, то получилась бы книга увлекательная и непохожая ни на что в литературе". Художник совершил нечто подобное, но только в живописи. И это было увлекательно и не похоже ни на что иное в пейзажном искусстве.
В годы Великой Отечественной войны Н. Ромадин работал над знаменитым циклом "Волга - русская река", состоящим из 12 полотен, 11 из которых представлены в коллекции Государственной Третьяковской галереи. Картина "Керженец", написанная в 1946 году, стала этапной в творчестве художника. Самой характерной для него, самой романтической и таинственной. Художник так мастерски сумел передать состояние природы в пору весеннего половодья, что бытовой мотив плывущей лодки с двумя рыбаками претворяется в поэтическое откровение. В начале 1950-х годов Н. Ромадин создал замечательную серию "Времена года" под влиянием музыки П. И. Чайковского и картин Клода Лорена. Значительны по своему эмоциональному воздействию и другие произведения Ромадина – "Кудинское озеро", "Яренский лес", "Белая ночь", "Зима в Островском", "Сенеж. Розовая зима", "Нарядная зима", "Туман. Ока". Ромадинское мировосприятие, поэтическое чувствование жизни природы близки есенинской поэзии. Цикл картин, навеянных стихами поэта-лирика, представляет особый интерес и восхищает удивительной близостью и созвучностью поэзии Есенина. Особое место в творчестве художника заняли картины, в которых слиты воедино пейзаж и интерьер. Бесконечно протяженный мир за окном и обжитой кров человека – это сопоставление рождает различные переживания, размышления и ассоциации. Свой шедевр - "Золотую речку" художник замыслил в 1950-х годах, а завершил в 1970-х, почти два десятилетия понадобилось, чтобы создать картину, запечатлевшую невероятный свет, который, преломляясь в прозрачной воде, превратил камешки на дне реки в золотые самородки. Николай Михайлович Ромадин внес свой, особый вклад в сокровищницу не только отечественной, но и мировой художественной культуры. Его произведения являются собственностью крупнейших музеев – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, более 50 музеев Российской Федерации, художественных галерей, частных коллекций в России и за рубежом.
Сын Н.М. Ромадина Михаил стал продолжателем династии. Михаил Николаевич Ромадин (1940-2012) выступал художником-постановщиком таких фильмов А.Михалкова-Кончаловского, А.Тарковского и М.Хуциева как "Первый учитель", "История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж", "Дворянское гнездо", "Солярис", "Застава Ильича" и других, ставших киноклассикой советского кино.
В собрании Хвалынского художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина (филиал СГХМ им.А.Н. Радищева) представлена картина Н.М. Ромадина "Снегопад", созданная в 1964 году и поступившая из Министерства культуры РСФСР в 1966. Первое слово, которое приходит на ум при взгляде на картину, - волшебство. Нарочитая простота мотива лишь усиливает магию полотна, на которое смотришь, как зачарованный. Такова волшебная власть цвета. Белый пушистый снег, плавно падающий крупными хлопьями на крыши, заборы, ветви деревьев, вовсе не белый, он вбирает в себя все оттенки – неба, холодного зимнего солнца, дерева, дачных строений – и становится перламутровым, розоватым, сиреневым, зеленоватым. Запахом свежести, особенной тишиной зимнего дня, ожиданием новогоднего чуда веет от картины. И вот уже звучат в нашем сознании знакомые строчки:
Летел, летел прекрасный снег,
Струился без отдохновенья
И оставался в нас навек
Как музыка и вдохновенье...
(Д.Самойлов)
Художнику дано в простом и обычном найти красоту, а с ее помощью заставить дрогнуть в нас дремлющие лирические струны сердца, разбудить поэзию, которая таится в каждой душе.
Пондина Е.Э.