НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Образ чистый, достойный почитания. Выставка в Музее К.С. Петрова-Водкина

c 20 января по 1 марта 2013Саратовская область
Икона ''Богоматерь Тихвинская''. XIX век. Радищевский музей
20 января 2013 года в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина, филиале Саратовского государственного художественного музея им. А.Н.Радищева, начала работу выставка медного художественного литья "Образ чистый, достойный почитания".

Выставка продлит свою работу до 1 марта 2013 года.

Экспонируются предметы религиозного культа из фондов филиала и предложенные в дар музею А.М. Сильяновым. Александр Михайлович Сильянов - давний друг музея, постоянный его посетитель, слушатель конференций, посвящённых творчеству К.С.Петрова-Водкина. Вызывает уважение его трепетное отношение к предметам "старины глубокой", а также бескорыстность и щедрость, с которыми он дарит музею купленные в антикварном магазине понравившиеся ему редкости. В фонде музея уже находятся фарфоровая чайная пара, тарелка и замечательный комплект вышитых наволочек начала прошлого столетия – дар А.М. Сильянова.

На выставке можно увидеть изделия русских мастеров-литейщиков, чеканщиков ХVIII-ХIХ веков. Священные изображения из медного сплава составляют особый пласт православной культуры, имеющий основание в раннехристианских традициях иконопочитания. Эти традиции были восприняты на Руси вместе с азами православной веры. Первоначально кресты и иконы ввозились из Византии, но привозная продукция не могла удовлетворить спрос на предметы личного благочестия, поэтому на Руси стали появляться местные школы медного литья. Византийские образцы копировали, перерабатывали, постепенно стали появляться изображения, отражающие национальные религиозные потребности. В XI-XIII вв. основным центром производства русского медного литья являлся Киев, в XIV – XVII вв. – Москва и Средняя Русь, с начала XVIII и вплоть до начала XX в. – старообрядческое Поморье. Особенно славились своим искусством литейщики из Выговской обители.

В начале ХVIII в России указом Петра I отливные иконы были запрещены, но необходимость обеспечения старообрядцев "чистыми" образцами для моления вызвала к жизни массовое производство меднолитых икон и, несмотря на запреты, медное дело в России достигло высочайшего художественного уровня. О значении медных икон и крестов известный филолог и искусствовед ХIХ в. Ф.И. Буслаев писал: "Это были святыни самые удобные для перенесения, прочные и дешёвые, потому доселе в большом употреблении в простом народе, особенно у раскольников..." С самого начала существования медное литьё имело ритуально-символическое значение, воспринималось как обереги, наделённые целительной силой. Существовало народное поверье, что медь обладает магическими защитными свойствами. Подобно тому, как библейский медный змий, поставленный по велению Господа в пустыне пророком Моисеем, спас израильский народ от гибели, так медные кресты и образки должны были охранять своего владельца, верующего во Христа, от всяческих бед.

Использовали всё же медь не в чистом виде, а в сплавах с цинком, оловом, свинцом. Изделия из медных сплавов по цвету близки к золоту. И если в иконописи золотой цвет символизирует Божественный свет и сияние вечной жизни, то литые кресты и иконы самим цветом металла напоминают о Божественном присутствии. У старообрядцев особое отношение к литым иконам и крестам объясняется ещё и тем, что сделаны они были "не погаными руками", а прошли "очищение огнем", что имело сакральный смысл.

Представленные на выставке предметы показывают разнообразие русской меднолитой пластики. Многочисленны кресты, различные по типу и назначению, являвшиеся самым распространённым видом литых изделий. Экспонируются четырёхконечные тельники, получившие своё название от обычая носить на теле. Мужские и детские - с прямыми концами, женские – с зауженными, по форме похожими на лист дерева. Такая особенность была присуща только старообрядческим тельникам.

Высоким качеством литья, четкостью рельефного изображения, хорошей сохранностью выделяется в этой группе предметов восьмиконечный киотный крест "Распятие Христово", бытовавший среди староверов беспоповского толка. Над распятием в навершии они признавали лишь изображение Спаса Нерукотворного и титло "IХЦС" (Иисус Христос Царь Славы), а не Бога-Отца Саваофа и Святого Духа в виде голубя и "IНЦИ" – Иисус Назоpей, Царь Иудейский. Тыльная сторона покрыта растительным орнаментом. Эти особенности, традиционные для поморского литья, отличают экспонат выставки, но можно предположить и московское его происхождение. Известно, что в Москве существовали мастерские, бравшие за образцы для отливок лучшие высокохудожественные экземпляры прославленных литейных мастерских Поморья.

Богородичные образы в экспозиции выставки представлены двумя изводами – Смоленской и Тихвинской. Иконографический тип Смоленской Божией Матери второй по степени распространенности в литье. Существует несколько вариантов этого образа, на выставке - редко встречающийся, в котором Богородица и Младенец Христос имеют шейные украшения – цаты. На верхней кромке иконы ушко с отверстием, означающее возможность носить её на груди поверх одежды, такую икону иначе называли "образок".

Богоматерь Тихвинская привлекает внимание большей выразительностью, нарядностью. Фон и нимб Богоматери – гладкие, широкие поля иконы декорированы синей эмалью и рельефным орнаментом в виде вьющейся виноградной лозы. По характеру рельефа и декору икона близка московским памятникам второй половины ХIХ века.

Особый раздел меднолитых икон – складни. Четырех- и трехстворчатые складни на выставке представлены фрагментами.

Четырёхстворчатый "Двунадесятые праздники" (или "большие створы", называемые в народе "утюг" за сходство форм и солидный вес) - левой створкой, на которой изображены четыре праздника, связанные с жизнью Богоматери и отражающие историю Боговоплощения: "Рождество Богоматери" и "Введение во храм" (нижний ряд), "Благовещение" и "Рождество Христово" (верхний ряд). Вверху, на навершии-кокошнике – "Распятие Христово". Особенностью изготовления таких миниатюр с невысоким рельефом являлась сложность воплощения сюжетов с многофигурными композициями, пространственными планами. Это решалось за счет упрощенных очертаний рисунка и орнамента. Позем представляли в виде обычной полосы, без каких-либо подробностей, глубину абстрагировали с помощью орнамента, а композицию в целом старались сводить к минимуму деталей, не искажая тематики образа. Мастера искусно пользовались этими приемами. Впервые "большие створы" были отлиты в Выговской обители, позднее по этим образцам изготавливались во многих литейных заведениях ("медницах") по всей России большими тиражами - путевой иконостас хотела иметь каждая старообрядческая семья. Однако до нашего времени в полном четырехчастном составе дошли немногие. Если семья разделялась – дети вырастали и уходили на сторону, складень разбирался на створки, каждая из которых уходила в новую семью. И по сей день во многих семьях, которые едва помнят о своих старообрядческих корнях, хранятся потемневшие, стершиеся почти до полной неразличимости изображений, отдельные створки праздничного складня.

Правой створкой представлен трехстворчатый складень "Деисус" - "Иоанн Предтеча". Образ Иоанна Предтечи в триптихе вариативен, на данной отливке он изображен в виде крылатого Ангела пустыни с чашей в руках, в которой находится образ младенца Христа; это символический образ Крещения.

Уникальным является экспонат выставки – икона "Никола Можайский". Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм. Это символический образ того, что святой Николай взял под свое покровительство, под свою защиту русскую церковь, русский народ.

Николай Чудотворец, заступник "всех в бедах сущих", один из самых почитаемых святых на Руси. В ХIII веке, в период татаро-монгольского нашествия, образ святителя Николая был переосмыслен и трактовался как защитник русских городов от поработителей. В одной из легенд ярко описано его чудесное появление над осажденным татарами городом Можайском, после чего захватчики отступили. Уже в XIV веке изображения Николы Можайского, как отражение этой легенды, были известны и в живописи, и в скульптуре, и в мелкой пластике. Так появился один из интересных иконографических типов на меднолитых иконах — "Никола Можайский".

Изображение на данной иконе выделяется среди множества композиционных решений этого иконографического типа тем, что Святой в головном уборе – епископской митре. Отливки такой иконы встречаются крайне редко, аналоги представлены лишь в некоторых коллекциях.

На выставке можно познакомиться и с другими образцами медного литья, все они являются произведениями искусства и человеческого таланта, украшающего нашу жизнь. Это не только художественные ценности, это ценности духовные, достойные почитания - намоленные святыни, которые передавались из поколения в поколение и употреблялись строго по определенному назначению, играли большую роль в семейной, личной, общественной, государственной жизни.

Перегородова А.В.

www.museum.ru/N48101
Ваше мнение »»

»»Художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина
Адрес:Саратовская область, г. Хвалынск, ул. Ленина, 89 (Галерея), ул. Ленина, 208 (Дом-музей К.С. Петрова-Водкина)
Проезд:Автобусы: "Саратов-Хвалынск", "Балаково-Хвалынск", "Сызрань-Хвалынск". Внутри города - авт. №1 до ост. "Галерея" или "ул. Потемкина"
Телефоны:(84595) 21-094, 22-027
сайт:radmuseumart.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 11.12.2024  x    ?  


Выставка «Храм Минервы. К 270-летию Московского Университета»

Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение

Выставка «Драгоценности! Блеск русского двора» в Государственном историческом музее

Борис Кустодиев. Патриархальная Россия

Выставка Музея современной истории России «Фарфор и время» в Хабаровске

Dasha Art. Акценты и формы

В созвездии Мастера. Кузьма Петров-Водкин и Павел Голубятников

Выставка «Всё в жизни - музыка!», посвященная памяти Валерия Гаврилина

Зима. Русский стиль. Взгляд из XXI века

Выставка Ма Кэ «Современная живопись Китая» в Московском музее современного искусства

Почему их так назвали? О происхождении имён зверей, птиц, насекомых, рыб и других живых существ

Юбилейная выставка Сергея Лотырева «Время вспомнить» в Русском музее фотографии

Выставка «Образ Слова. Иконы XVI века из Музея имени Андрея Рублева и частных собраний»

Из собрания Русского музея. Выставка "Исаак Левитан" в Ярославском художественном музее

Выставка «Новогодняя ёлка как искусство» в Вологодском музее-заповеднике

Сергей Сонин и Елена Самородова. Утопия и Ухрония

40-я областная художественная выставка-конкурс в Томском областном художественном музее

Дары волхвов. Подарки из собрания Военно-медицинского музея

Выставка «Самовар кипит, уходить не велит»

Открытие после реставрации парадного зала квартиры коменданта Петропавловской крепости

Выставка «Кружево Русского Севера. Из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника» в Воронеже

«И всюду жизнь…» - выставка в Дальневосточном художественном музее

Выставка Тамары Невровой "Моя Коломна" в Музее-квартире А.А. Блока

Археология юмора: Зощенко и Жванецкий

Выставка «Мягкая рухлядь» в Дарвиновском музее

"Вкусные истории Нового года" в Музее П.И. Чайковского в Москве

Выставка «И.С. Тургенев. “Вся моя биография в моих сочинениях…”»

"Мальчики" и другие рождественские истории А.П. Чехова

Выставка «Святая семья в религиозном искусстве XI–XX веков» в Музее имени Андрея Рублева

Фестиваль «Рождество в Архангельском»

Песня о Мавриной. Графика Татьяны Мавриной из коллекции Владимира Цурко

Без полутонов. К 100-летию Зиновия Попова

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru