К 70-летию победы под Сталинградом в Государственном Литературном музее открывается выставка, посвящённая трём выдающимся «летописцам» и очевидцам Сталинградской битвы – писателям Константину Симонову, Виктору Некрасову и Василию Гроссману.
В центре экспозиции – уникальные материалы, рассказывающие о жизни писателей в период обороны Сталинграда и необычных судьбах их «сталинградских» книг. Повесть «Дни и ночи» (1944) К. Симонова, выросшая из его военных репортажей, фактически открыла тему Сталинградской битвы в литературе и послужила сценарием к одноимённому фильму ещё до окончания войны. Книга В. Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), написанная непосредственным участником сталинградских событий, принесла своему автору шумный успех, превратив его в одночасье из начинающего писателя в лауреата Сталинской премии (1947). Роману же В. Гроссмана «Жизнь и судьба» была уготована совсем иная участь. В 1961 году рукопись книги конфисковали, автор так и не увидел её опубликованной, а вскоре его совсем перестали печатать. Интересно, что именно эти три произведения оказались знаковыми для раскрытия «сталинградской» темы в военной прозе: если повести Симонова и Некрасова её открывают, то роман Гроссмана, сопоставимый по своему эпическому размаху с «Войной и миром» Л. Толстого, по сути её венчает.
На выставке представлено около 150 экспонатов, в том числе первые издания повестей К. Симонова и В. Некрасова и чудом уцелевшая рукопись романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба», а также газетные репортажи и письма с фронта, плакаты, живописные и графические работы, документы и фотографии. Среди этих разнообразных материалов наибольший интерес вызывают подлинные свидетели событий - маскировочные брюки «Амёба», принадлежавшие В. Некрасову, обломки боевого снаряда, которые писатель привёз из Сталинграда, пепельница, планшет и фляга К. Симонова.
Отдельного внимания заслуживают новые музейные поступления из архива В. Некрасова, приобретённые в 2012 году при финансовой поддержке компании British Petroleum. Экспозиция даёт возможность представить себе фронтовую жизнь писателей и попытаться понять вслед за В. Гроссманом, что же за «бессмертные» «люди шли в атаку» в Сталинграде в 1942-1943 годы, наводя на своего противника «чувство суеверного страха».