17 марта в день переезда А.П. Чехова в подмосковное село Мелихово в Государственном литературно-мемориальном музее-заповеднике А.П. Чехова открылась выставка из цикла «Мелиховское семилетие».
«Мелиховское семилетие: год 1893» – вторая выставка из цикла «Мелиховское семилетие».Кажется, гостей встречает сам хозяин – Антон Павлович Чехов, запечатлённый 120 лет назадна любительской фотографии под «Мамврийским дубом», могучим дуплистым вязом, находившимся невдалеке от Аллеи любви на усадьбе и прозванным так Чеховыми за древность.Под сенью этого древа и проистекала мелиховская жизнь: с горестями и радостями, с обретениями и утратами.
Впрочем, 1893-й год Чехов встречал не в Мелихове, а в Петербурге. Это объясняется и деловыми причинами (необходимо было решить финансовые вопросы с книжным магазином и типографией А.С. Суворина), и семейными неурядицами: «Я злился и скучал, а домашние не хотели простить мне этого настроения – отсюда ежедневная грызня и моя смертная тоска по одиночеству», – признавался писатель впоследствии Суворину.
В Татьянин день – 12 января 1893 года – Чехов положил начало традиции, просуществовавшей десятилетие: он основал «беллетристические обеды» в Петербурге, свидетельства которых также представлены на выставке. Прежде всего, это копии сохранившихся чудом акварелей Д.С. Стеллецкого, тогда ещё начинающего художника, отразившего в ироническом свете участников этих обедов разных лет.
В круге чтения писателя в этом году – произведения Э. Золя, Г. Сенкевича, И.С. Тургенева, А.Ф. Писемского, И.И. Ясинского, А.И. Эртеля, «Этюды о русских писателях» В.П. Острогорского, «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковского.
Сам Чеховзакончил работу над книгой «Остров Сахалин», написал рассказы «Володя большой и Володя маленький», «Бабье царство» и «Чёрный монах». Последний обязан своим появлением не только естественнонаучной школе Чехова, но инекоторым мелиховским впечатлениям. Монах приснился писателю после разговоров в кругу семьи тихим закатным вечером на террасе дома о преломлении лучей света и миражах, ими порождаемых.
Серенада Гаэтано Брага «Валахская легенда» («Песнь ангелов»), неоднократно упоминаемая в рассказе, часто звучала в исполнении писателя И.Н. Потапенко и близкой подруги чеховской семьи Л.С. Мизиновой в гостиноймелиховского дома.
Много сил отняла медицинская деятельность. В 1893 году в Московской губернии были случаи заболевания холерой, ожидали эпидемию. 18 июня был открыт Мелиховский временный медицинский участок.Амбулатории в сёлах Крюково и Угрюмово принял в своё заведование Чехов. «О литературе и подумать некогда», – сетовалон в одном из писем к А.С. Суворину.
Но были и радостные события. Летом 1893 года в усадьбе появилась первая чеховская постройка – флигель-кухня. «Строится новая кухня. Куры, утки, дворняжки, плотники, больные – настоящий Вавилон!» – сообщает из Мелихова А.П. Чехов.
Ещё одним долгожданным событием года стало обретение такс – Хины Марковны и Брома Исаевича, подаренных редактором журнала «Осколки» Н.А. Лейкиным. Фигурки чеховских любимцев, запечатлённые в бронзе, теперь встречают посетителей мелиховской усадьбы на аллее, ведущей к главному дому писателя.
На выставке представленыфотографии и личные вещи чеховской семьи из фондов Государственного литературно-мемориального музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово», а также материалы Таганрогского литературно-исторического и архитектурного музея-заповедника, Государственного Литературного музея, Дома-музея А.П. Чехова в Ялте, Российского государственного архива литературы и искусства, Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственной публичной исторической библиотеки, Серпуховского историко-художественного музея.