Галерея "Файн Арт" приглашает на открытие выставки Елены Ковылиной "Красные гранаты" (живопись, видео)
Открытие состоится 8 апреля с 18.00 до 21.00.
Раннее голубоватое утро. Светает. Пустынные улицы, оставленные людьми машины. Как сгустки крови раскрытые плоды гранатов на асфальте. Цокот копыт. На ослике в белых одеждах и белой вуали невеста, рядом в черном с темным лицом, бородкой, вероятно, жених. Нет, это не кино. Это живописные холсты, на которых запечатлены отнюдь не кинокадры, а моменты и образы перформанса знаменитого мастера этого вида искусства – Елены Ковылиной.
Художник Елена Ковылина – специалист в области медиа арта, перформанса и акционизма, лауреат Государственной премии в области современного искусства Инновация-2006, участник ок. 300 международных выставок и проектов, автор и продюсер ок. 100 художественных проектов, педагог. Выставка «Красные гранаты» дебют мастера в Галерее «Файн Арт» и одновременно заключительная часть цельного произведения, представляющего триаду: перформанс – видео/фото – картина. Сам перформанс, снятый на видео, зрители также смогут увидеть в процессе выставки.
«Красные гранаты» (2010) – авторский ремейк перформанса «Зеленые яблоки» (1999), проведенного в глухой армянской деревушке, осуществлен художником в мегаполисе Москве по дороге из Шереметьево на Ленинградском шоссе возле города Химки. В этом районе километровых пробок из месива супергигантских фур, автобусов, грузовиков, роскошных иномарок и скромных жигулей и передвигаются по обочине на ослике девушка в белых одеждах - сама Елена Ковылина и мужчина. «Здесь, на территории Предмосковья сплелись Запад и Восток, Европа и Азия, супертехнологии и дикость, прогресс и первобытное потребление плодов цивилизации. Пара напоминает жениха с невестой. В руках девушка держит блюдо с Красными гранатами. На Востоке существовал свадебный обряд, при котором невесту отправляли в дом жениха с красными плодами, которые указывали на ее чистоту и непорочность. Невеста спрыгивает с осла в мутную лужу, камера задерживается на отраженном в грязной воде белоснежном каблуке её сапога. И уже следующий крупный план - кровавый сок гранатов, лопающихся под зимними шинами автомобилей…
Мотив параллельности времен, (не)совместимости в пространстве современного города различных исторических, онтологических и культурных измерений, независимость и синхронность жизненных потоков – вот палитра феноменов, отраженных в данной работе.
Это также высказывание о мужчине и женщине и ритуале брака, и вопрошание, обращённое к патриархальной матрице, просачивающейся сквозь сверхсовременные небоскребы и автомобильные пробки.» (Елена Ковылина, с сокращением).
Ослик, плоды гранатов, прекрасная девушка в белом, мужчина в черном, город и его атрибуты – все имеется на холстах Ковылиной. И жизнь в ее картинах кажется романтичной, таинственной и, может быть, чуть-чуть волшебной. Совершенно очевидно, искусство живописи Елены Ковылиной также подвластно ей, как и искусство перформанса. При этом картина - первичный импульс в творчестве художника. «Образ рождается в моей голове как картина. Я вижу его как застывшую сцену, выхваченную из тьмы вспышкой света.» - говорит Елена. Елена Ковылина – центральный персонаж, нарциссический объект всех своих произведений. Она – синтетический мастер, так как создает свое произведение как художник, исполняет перформанс как режиссер и актер, монтирует видео материалы, а затем в соответствии с документацией пишет живопись, где все героини - она сама. По сути все ее произведения во всех своих частях и жанрах – автопортрет. Данный проект – часть грандиозного плана Ковылиной «Живописные образы перформанса».
Ирина Филатова.