Русский музей приглашает 27 марта (среда) в 16.00 в Мраморный дворец (Миллионная ул., д.5/1) на открытие выставки "Юрий Рысухин".
Выставка проходит при поддержке Губернатора Оренбургской области Юрия Александровича Берга и мецената Михаила Фёдоровича Коннова.
Русский музей давно хотел организовать региональную выставку, особый интерес вызывали именно оренбургские художники. Первым вполне заслуженно оказался Юрий Рысухин. Художник является участником многочисленных выставок, его работы пополнили собрание Государственной Третьяковской галереи, хранятся в Оренбургском областном музее изобразительных искусств и многих других музеях России.
Юрий Алексеевич Рысухин родился в 1947 году в Казахстане (в селе Уюк Джамбульской области). Поработав на различных производствах по специальностям, полученным в профессиональном техническом училище, он поступает в Краснодарское художественное училище, которое окончил в 1971 году. Еще живя в Краснодаре, он случайно увидел на обложке журнала работу неизвестного ему тогда оренбургского художника Виктора Ни - «Возвращение с поля». Рысухин вспоминает: «Великолепная картина, от которой я, попросту говоря, обалдел. (...) В общем, все сводилось к Оренбургу, тем более что хороших художников на тот момент рядом не было, учиться было не у кого. Приехал в Оренбург — к Виктору Ни». Так, в 1974 году, под руководством своего наставника, Юрий Рысухин начал свой творческий путь, стал участвовать в профессиональных выставках. Уже в 1980 году на Всесоюзной выставке молодых художников Юрий Рысухин получил первую премию за картину «Памяти Виктора Попкова», посвященную трагически ушедшему художнику, которым он восхищался. По словам автора, именно по этой картине, представленной сегодня на выставке в Русском музее, его и стали узнавать.
О Юрии Рысухине один из увидевших его работы американцев сказал: «Такие работы надо возить в США, чтобы давать представление о том, что такое «русский художник». Любовь к России, ее истории, культуре, фольклору, архитектуре, народу, родным просторам проходит сквозной темой через все творчество Рысухина. Сам автор признается: «Меня очень вдохновляет русская красота. (...) Но я довольно тихий славянофил – не буйствую, не бью себя в грудь, не рву на себе рубаху, а мирно делаю своё дело – пишу наших прекрасных женщин, нашу землю, наши традиции» . Юрий Рысухин воспевает Россию в особой художественной манере. В своем творчестве он обращается к огромному наследию мирового искусства, искусно соединяя эти традиции и современность, Рысухин создает уникальный образ мира. Но все же основные истоки вдохновения художника - это икона, народное творчество, искусство европейского Позднего Средневековья. Он пишет картины, используя старинную технику живописи – рисование темперными красками по дереву, грунтованному левкасом, которая берет начало в древнерусской иконописи. Этот опыт, а также любовь к Раннему Ренессансу, автор перенял у известного российского художника Дмитрия Жилинского, которого живописец считает своим вторым наставником. Появление этих традиций в творчестве мастера не случайно. Рысухин пишет земную жизнь, как икону, а русскую деревню наполняет классическими мотивами – так он видит этот мир, практически незнакомый горожанам. Поселяя дух высокого искусства в провинциальную Россию, одновременно автор сохраняет эстетику русского народного искусства. В его произведениях присутствует постоянный диалог с мастерами разных эпох. Сознательно перепутывая связь времен, он формирует ощущение непрестанности человеческого бытия.
Художник – семидесятник Юрий Рысухин значительно отличается и от предшественников «шестидесятников», и от своих современников, многие из которых увлеклись посмодернисткими новациями и поставангардисткими исканиями. Рысухин не попадает ни под одну из этих категорий. Мы встречаемся с человеком, сумевшим достаточно рано сделать очень важный выбор и обладающий недюжинной силой воли, чтобы ему следовать. Отличие стиля мастера – в выборе извечных, бесконечно знакомых нам образов и сюжетов, несущих вневременные ценности. Он остается верен своим персонажам, которые в большинстве своем сопричастны добру и красоте, ведь для Рысухина – это самые важные категории бытия.
Художественное пространство картин Рысухина почти всегда идеально, наполнено гармонией и радостью. Не забывая о драме российской жизни, мастер стремится ответить ей, противопоставляя неустройству, боли и злу – другую реальность, живущую в людских душах: веры в добро, человеколюбие, природной гармонии, память о прекрасных свершениях предков. Отражение альтернативного жизненного позитива составляет стержень искусства Юрия Рысухина. Поэтому в его картинах чаще всего зритель видит праздник жизни - народные гулянья и забавы, проводы зимы, выезды на охоту, праздник раскрепощения, задора, молодости и продолжения рода - в ночь на Ивана Купалу. Русские женщины из современной глубинки предстают настоящими красавицами, Венерами и античными нимфами в картинах - «Русская красавица», «Купальщицы», «Три грации» и многих других. Счастливые и не очень женские судьбы и характеры показаны в картинах «Материнство», «Старая дева. Ночь на Ивана Купалы», эти персонажи исполнены особого достоинства и внутренней гармонии. Интерьеры, в которых находятся герои Рысухина, наделены душевным, почти физическим ощущаемым теплом и уютом. Художник умеет замечать простые, одномоментные радости жизни, которыми он любуется и фиксирует в картинах.
Особое место в творческом пространстве занимает автопортрет. Его можно обнаружить во многих композициях автора. При этом часто сам художник обращен лицом к зрителю, тем самым приглашая его в свой удивительный, немного наивный, полный фантазий, но в тоже время мудрый исполненный радости мир.
Художественному языку мастера свойственна красочность, декоративность. Здесь его полностью увлекает фольклор, он заимствует приемы традиционной народной росписи, использует языческие символы, как, например, в картине «Исцеление». Запоминающимся акцентом выступает красный цвет, то пылающий страстью и скорбью, то сменяющийся чистотой и просветленностью. В последнее время Рысухина все больше увлекает работа с многофигурными композициями и «большими картинами», что сейчас встречается все реже. Эти работы насыщены бесчисленным количеством деталей - символов, каждая из которых тщательно обдумывается, прежде чем войти в картину. Вместе с тем все его композиции всегда четко выстроены и выдержаны в едином ключе.
На выставке в Русском музее представлен тематический философский цикл «Времена года» (2009 год). Сюжетные композиции связаны с сезонными сельскохозяйственными работами, но благодаря таланту художника они преображаются в универсальную картину мироздания. Также в состав экспозиции вошли яркие, нарядные произведения, созданные Рысухиным под впечатлением от поездки в Венецию.
Выставка продлится до 13 мая